Город Исчезающий Ростов подробности «Редкий случай — спасли от сноса». Дом Чернова в центре Ростова стал объектом культурного наследия

«Редкий случай — спасли от сноса». Дом Чернова в центре Ростова стал объектом культурного наследия

В 10-этажный бизнес-центр на его месте собирались вложить 1 миллиард рублей

Это здание — один из элементов сложившегося после войны цельного архитектурного ансамбля на отрезке Буденновского от Большой Садовой до Московской

Источник:

Дом Чернова на Буденновском, 17 постройки конца XIX века в Ростове признали объектом культурного наследия регионального значения. В беседе с корреспондентом 161.RU член Союза архитекторов России и комиссии по сохранению исторического облика города Ростова-на-Дону Александр Ломтев отметил, что градозащитникам понадобилось очень много сил, чтобы доказать комитету по охране памятников, что это здание достойно сохранения.

— Действительно хорошая новость! Парадоксально, конечно, звучит, но в нашем городе комитету по охране обычные неравнодушные граждане вынуждены именно доказывать с архивными материалами, что здание нужно сохранять, а не позволять департаменту по архитектуре обрекать его на снос, — сказал Ломтев.

Доходный дом купца Николая Чернова построен в конце XIX века. После Гражданской и Великой Отечественной войн его восстанавливали. С 1951 года это было административное здание Управления по строительству оросительных систем «Ростовдонводстрой». Активисты общественного движения «МойФасад» обращали внимание, что здание на Буденновском, 17 долгие годы никак не было защищено от сноса. Краевед Геннадий Крольман объяснял, в чем ценность дома Чернова. В частности, на фасаде сохранилось много декоративных элементов.

Источник:

Доступные архивные фотоснимки показали, что дом выстоял после войны, стены стояли без серьезных повреждений, при этом обрушилась крыша и, скорее всего, перекрытия. Информация о дате постройки дома в 1951 году, которая послужила аргументом против сохранения здания и за то, что в нем нет исторической ценности, объясняется просто. Крольман подчеркнул: когда в Ростове восстанавливали дома, часто в документах прописывали новую дату постройки.

На этом месте ростовская компания «Новотекс» собиралась построить торгово-деловой центр с заявленным объемом инвестиций в 1 миллиард рублей. Об этом стало известно в январе 2023-го. Фирма с 2013 года зарегистрирована по тому же адресу — на Буденновском проспекте, 17. «Новотекс» занимается арендой и управлением недвижимым имуществом. Доли принадлежат Григорию Зотову, Ирине Сергеевой и Дмитрию Бухарову. По проекту фасад, выходящий на Буденновский, должен был вырасти в 5 этажей, а тот, что на улицу Темерницкую, — в 10 этажей.

Источник:

В июне 2023 года на заседании рабочей группы представитель инвестора зачитал свои доводы, что здание не обладает историко-культурной ценностью. Архитекторы и градозащитники ему возразили и привели свои аргументы. Тогда здание на Буденновском стало выявленным объектом культурного наследия и попало под государственную охрану. Статус ОКН защищает его от сноса.

—  Это, скорее, редкий случай, когда уже после выдачи градостроительного плана департаментом архитектуры, где здание было отнесено к территории под снос, процесс остановлен и разработанный застройщиком проект нового здания на этой территории стал неактуальным. Поздравляю с победой неравнодушных горожан, участников общественных объединений «Несносный город», ВООПИиК, «МойФасад» и всех причастных к поиску ценной информации ростовских краеведов, — добавил архитектор Ломтев.

Источник:

Краевед Геннадий Крольман также сказал, что за этот дом долго боролись. При том, что здание большое, красивое и исторически важное, никто до конца не был уверен в благополучном исходе.

— Мы помним эпопею с нынешней так называемой «Площадью ошибки экскаваторщика», когда целых два дореволюционных, ценных своей историей здания снесли, и теперь там будет музей в честь советского разведчика.

<p>Геннадий Крольман</p><p>Геннадий Крольман</p>

Возможно, дом на Буденновском удалось спасти потому, что не было «уважаемых людей», которые точно во всем разбираются

В качестве примера, когда на фоне общественного резонанса и заявлений градозащитников удавалось защитить ценную архитектуру от сноса, Крольман привел здание речного вокзала.

— В первый раз его не признали памятником архитектуры — не особо понятно почему. Со второй попытки признали его высотную часть объектом культурного наследия. Она теперь защищена от сноса. Из странных примеров можно вспомнить диспансер на Чехова/Станиславского. Мы писали заявление на признание его ОКН, в этом статусе было отказано. Кусок здания исторический уже разрушили. С другой стороны, его хотят сохранить. Непонятная история с ним. Можно еще вспомнить подземные переходы, которые удалось отбить от проблем, и теперь они под охраной.

В постановлении комитета по охране ОКН регламентируется, какие работы разрешены в здании, а чего делать нельзя.

— Разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить его функционирование в современных условиях, — говорится в документе.

Запрещается:

  • строить объекты капитального строительства на территории объекта культурного наследия;

  • проводить земляные, строительные, мелиоративные и иные работы,
    кроме тех, что нужны для сохранения ОКН или его отдельных элементов, сохранения историко-градостроительной или природной среды памятника архитектуры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE14
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
ТОП 5
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
Ребята, за что? Как создатели «Волшебника Изумрудного города» влепили зрителю пощечину: колонка 161.RU
Марина Рыбалкина
Заместитель главного редактора 161.RU
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления