В 2018 году в Ростовской области создали концепцию туристического бренда региона — «Вольный Дон». Якорным элементом бренда стал логотип с изображением красного коня в белой обводке. Примечательная деталь — ветер дует сразу в обе стороны, развевая гриву и хвост лошади в разные стороны.
Ученые РАНХиГС и РГЭУ изучили, насколько известен этот логотип, а корреспондент 161.RU подсчитал, сколько на него пришлось потратить за шесть лет.
Статья под названием «Туристический бренд Ростовской области: эмпирический анализ» опубликована в журнале «Экономические науки» в 2024 году. Ученые опросили всего 100 человек в возрасте от 18 до 68 лет. Из них 64 человека — женщины, 46 — мужчины.
Из 100 человек 66 считают, что регионы России должны развивать собственные территориальные бренды. Смысла в этом не видят всего 10 человек. Результаты этого опроса интересно соотносятся с вопросом о том, каково назначение этого развития: 46 человек заявили, что это «позволяет привлекать инвестиции в регион», 31 человек сказал, что «это показывает многообразие страны», а 21 — что позволяет снизить уровень дотаций в регионы. Причем 19 человек заявили, что «необходимо вкладываться в реальный сектор экономики, а не в воздух».
Касаясь логотипа бренда Ростовской области, из 100 опрошенных 58 человек услышали о «Вольном Доне» впервые. Из 42 человек только 23 человека вспомнили, что логотипом бренда является конь.
Туристический бренд впервые представили на 21-м международном фестивале туризма «Мир без границ» в 2018 году.
В 2018 году правительство отчиталось о реализации госпрограммы «Развитие культуры и туризма». На «формирование привлекательного образа на туристическом рынке Ростовской области» тогда потратили 24,6 миллиона рублей. На эти деньги проводили социологические опросы, разрабатывали аналитические материалы по туризму, катали блогеров по региону, участвовали в выставках и печатали буклеты.
В 2019 году расходы на эту строку выросли до 63,1 миллиона рублей, а в 2020 году снова снизились — до 32,6 миллиона рублей. В 2021 году на «привлекательный образ» потратили 48,6 миллиона рублей, в 2022 году — 58,6 миллиона. В 2023 году на это потратили 49,2 миллиона рублей.
Итого с 2018 по 2023 год на туристическую презентацию Ростовской области суммарно потратили 276,7 миллиона рублей.
Редакция 161.RU опросила читателей нашего телеграм-канала, чтобы узнать, знаком ли им логотип бренда «Вольный Дон». 218 человек заявили, что впервые видят «красного коня», 93 сказали, что знают этот логотип. Еще 32 человек где-то видели логотип, но не знают, что он значит.
Нашлись читатели, которые узнали логотип. Один из читателей отметил, что конь подчеркивает связь «с дикими мустангами, лошадьми казаков и культурой общей степной». Другой связал логотип с сайтом «Донтуризм» — о туризме в регион. Но нашлись и те, кто не узнал символ.
— Цирк с конями, — пошутил один из читателей.
— Не спешащий никуда КАМАЗ.
— Голого мальчика забыли посадить, — вспомнили статую, расположенную на набережной Ростова.