В 2020 году ростовский Дом актера капитально отремонтировали. Но когда работы закончили, жители первых этажей заметили, что стены в квартирах стали мокнуть, от них начали отслаиваться обои, где-то появилась плесень.
— После капремонта у нас пошли мокрые пятна по стенам. Пошли трещины, и когда была судебная экспертиза, эксперт сказал, что дом набирает воду и начинает осаживаться фасадная стена. Все взбухает, разрушается, все мокрое, — рассказывает жительница дома Светлана Карпенко. — Как только идет дождь, у меня тут же ползет вода по стенам, розетка начинает коротить.
Работы по заказы Фонда капремонта вела компания «Релект», зарегистрировання в Ростове-на-Дону в 2012 году. Гендиректор и основной владелец — Александр Рыбинцев. Эта компания ранее выполняла ремонт «чайной комнаты» в администрации Ростова, а также других кабинетов администрации. Также фирма вела работы на других объектах в Ростове, в том числе и памятников архитектуры, например, в доме Шапошникова на Социалистической, 77.
Жители стали грешить на отремонтированную отмостку дома, которая должна защищать фундамент от влаги. Они утверждают, что на старое покрытие просто постелили новый асфальт, не сделав гидроизоляцию. И теперь вода с улицы сочится под отмостку и проникает в дом.
— Покрыли дом гидроизоляционными материалами. Был предусмотрен капремонт фундамента, должна были демонтировать и сделать новую отмостку с гидроизоляцией вокруг всего дома. Все эти работы были исключены подрядчиком и Фондом капремонта из работ. У нас осталась разрушенная отмостка, — рассказывает Светлана Карпенко. — Сейчас мы будем добиваться признания [капитального ремонта] несостоявшимся.
Под асфальтом остались корни многолетних виноградников, которые раньше оплетали дом. Во время капремонта их срезали и засыпали, а корни остались гнить в земле, говорят жители.
— У нас были мощные виноградники. Их снесли, срезали, засыпали камушками и утрамбовали. Они должны были это все убрать. Началась просадка [отмостки], — пояснила жительница дома Лариса Носковец.
Во дворе дома просела дорога — там раньше прокопали траншеи для систем коммуникаций новостроек. Теперь после каждого дождя Дом актера оказывается окружен водой, которая подмывает фундамент.
— Асфальт перед домом буквально провалился, там траншеи. Потому что в свое время разрешали прокладывание какие-то кабелей для левых организаций, не принадлежащих дому. Сейчас траншеи просели, после дождя центральная часть [двора] превращается в Венецию. Вся вода идет под фундамент дома.
Жители стали писать жалобы в Фонд капремонта, и вскоре тот подал иск в арбитражный суд на подрядчика. Судебная строительная экспертиза показала, что причиной намокания стен стало отсутствие гидроизоляции или выполненная с нарушениями гидроизоляция фундаментов, а также фактически там нет гидроизоляционного слоя.
Эксперты сделали вывод, что объемы работ по гидроизоляции стен и фундаментов выполнили в меньшем объеме, чем предполагалось изначальной сметой. Но суд не нашел вину «Релекта».
— Когда были суды, суд обязал вскрыть покрытие (сделать шурфирование — Прим. ред.), чтобы доказать, что это все не делалось. Подрядчик отказался это делать. Они не дают разбираться. Было две судебные экспертизы, они обе саботировали. И суд принимает решение, что недостаточно [доказательств], и все — они не виноваты, — рассказывает Светлана Карпенко.
В компании «Релект» от комментариев отказались. В Фонде капитального ремонта на запрос редакции ответили, что работы по гидроизоляции фундамента были выполнены согласно проектной документации. Чтобы определить причину намокания стен, нужно нанять специализированную организацию для исследования грунтов, а это в обязанности Фонда не входит. Также в Фонде рассказали, что подрядчик отказался демонтировать старую отмостку и проводить работы по наружной гидроизоляции фундамента. Сейчас Фонд готовит кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.