Уполномоченный по правам человека в Ростовской области Анатолий Харьковский назвал две причины переполненности СИЗО-1 в Ростове, где 16 июня захватили заложников. Его слова приводит издание «Ведомости Юг».
Причины в закрытии СИЗО № 2 в Таганроге и в том, что следствие и суды «не всегда оправданно» избирает заключение под стражу как меру пресечения. Омбудсмен говорит, что суды удовлетворяют около 98% ходатайств о заключении под стражу. При этом 40% из это числа — это преступления небольшой и средней тяжестей.
— Прокуроры санкционировали заключение под стражу только в 70–75 случаях из 100. Исчез прокурорский фильтр, позволявший не допустить в суд необоснованные ходатайства, — цитирует издание Харьковского.
Он также говорит, что из года в год СИЗО № 1 было переполнено, но с 2022 года стало хуже — тогда как раз закрылся изолятор в Таганроге. В мае 2022-го мы писали со ссылкой на источник в силовых структурах, что в Таганрог доставили 89 украинских военнопленных, которые обороняли мариупольский завод «Азовсталь». Глава ростовской Общественной наблюдательной комиссии Игорь Омельченко предположил, что пленных разместили в таганрогском СИЗО-2, которое, по его данным, весной освободили от арестованных. В пресс-службе ГУФСИН тогда заявляли, что изолятор работает в обычном режиме, пишет издание.
Сам Харьковский ничего не говорит о причинах закрытия таганрогского изолятора, но отмечает, что с тех пор в СИЗО-1 Ростова стали отправлять арестованных, которые числились за органами Таганрога, Матвеево-Курганского, Неклиновского, Мясниковского и Куйбышевского районов. По словам омбудсмена, бывает так, что в камере людей больше, чем спальных мест, так что кто спит на полу.
Перелимит в ростовском следственном изоляторе, где захватили двух заложников, может составлять от 200 до 400 человек. На фоне этого ЧП о переполненности СИЗО заговорили активнее. Утром 16 июня шестеро мужчин, содержащихся в одной из камер ростовского СИЗО-1, взяли в заложники двух сотрудников: 23-летнего младшего инспектора Виктора Кончакова и 39-летнего начальника оперативного управления Александра Богму. Среди захватчиков были фигуранты «террористических» дел. После штурма региональное УФСИН сделало официальное заявление, что все шестеро захватчиков ликвидированы. В СИЗО-1 провели обыски среди заключенных. Под служебную проверку попало почти всё руководство изолятора.
Позже стало известно, что один из террористов выжил и находится в реанимации. По информации сотрудника ФСИН, с которым мы пообщались на анонимной основе, в учреждении дефицит сотрудников, а заключенные и осужденные за террористические преступления содержатся в одной камере.