Жители ростовского поселка Заречный, расположенного на Левом берегу в районе залива Ковш, обратились к прокурору Ростовской области Роману Праскову с коллективной жалобой. Люди переживают, что строительство ЖК и дороги через поселок приведет к еще большему затоплению их домов. Утром 7 мая Прасков встретился с жителями.
По словам адвоката Екатерины Сокоревой, представляющей интересы жителей Заречного, люди спросили прокурора о затоплении домов, сохранении рощи и создании парка, влиянии строительства на грунтовые воды, о ремонте и без того хорошей дороги и о плохом состоянии проезжей части на улице Шоссейной. Напомнили жители и о том, что участок застройщику передали без торгов, конкурсов и выбора лучшего проекта, который бы учитывал интересы живущих рядом людей.
Запруды и насыпи
Самая большая проблема поселка — вода во дворах. Сокорева говорит, что ситуация с частыми подтоплениями сложилась в результате строительства. «Самыми губительными» оказались строительство крупного торгового центра, реконструкция Ворошиловского моста и возведение объектов к ЧМ.
— Территория рассматривалась не в целом, а точечно, не учли движение грунтовых вод, пересыпали существовавшие естественные ерики, а также искусственно созданные еще в советские времена водоотводные каналы, — рассказала корреспонденту 161.RU Сокорова. — В результате у людей даже вот сегодня продолжает стоять вода во дворах. Она не уходит, ей нет места.
Новый ЖК, состоящий из четырех 32-этажных домов, вместе с грунтовой насыпью от паводков, по словам адвоката, тоже будет мешать отводу грунтовых вод.
Кроме того, в 2021 году кто-то засыпал другие ерики, проходящие через рощу к Дону. В администрации тогда заявили редакции 161.RU, что не знают, кто это сделал. А жители подозревают, что это дело рук застройщика. Об этом они написали в жалобе:
— Завезли около 50 машин строительного мусора и устроили дорогу через рощу. Засыпали щебнем в нескольких местах водоотводный канал — для проезда крупногабаритного транспорта и устройства запруд, мешающих оттоку воды. Кроме того, засыпали место впадения ерика в реку. <...> Созданные запруды привели к заболачиванию местности. Полагаем, их устройство было направлено на создание условий для гибели рощи.
Вода не уходит
Сокорева обращает внимание, что теперь после каждого дождя люди вынуждены звать спасателей:
— МЧС приходит, перекидывает шланг, и вода качается на другую сторону дороги. Из одних дворов она попадает в другие и уже потом — в водоотводной канал, ерик в роще и уходит в Дон. Но канал и ерик пересыпали щебнем. Появились запруды, местность стала тонуть, и да, некоторые деревья этого не пережили. Несмотря на обращения в администрацию Ленинского района [с просьбами] убрать эти запруды, ничего не происходит. Как были пересыпаны водоотводной канал и ерик, так они и есть.
Собеседница уточнила, что это всё озвучили Праскову на встрече. Он, узнав, что вода до сих пор стоит во дворах, сразу поручил прокурору района организовать расчистку ерика. Но в тот же день вечером, рассказали жители, к ним приехал прокурор Ленинского района и чиновники из районной администрации. Они сказали людям, что суд рассматривает некий иск, — и только после решения по нему можно будет расчистить ерик.
Расширение дороги
Второй крупный вопрос — расширение дороги к будущему жилому комплексу. Количество полос увеличат с двух до четырех. Людей смущает, что будут ремонтировать и без того хороший проезд. А часть дороги, которая на самом деле нуждается в ремонте, остается без него. Кроме того, предполагается, что для расширения дороги выкупят часть домов. По словам Сокоревой, всё это тоже усугубит ситуацию с подтоплениями:
— То есть за счет государства и построят дорогу к новому ЖК, и уберут дома. <...> Анонсированный проект предусматривает шестиметровую насыпь и подпорную стенку. Это позволяет сделать вывод, что дома, которые не выкупят, просто утонут из-за грунтовых вод.
А такая проблема появилась, говорит Сокорева, потому что при планировке и подготовке проекта учитывали только территорию под ЖК и дорогу, но не брали в расчет территорию рядом.
— Прокурор заверил, что на сегодня разрешение на строительство не получено. [Сказал, что] когда проведут анализ представленной документации, нужно будет учесть все эти моменты. Но вопрос, как можно учесть эти моменты на территории, не включенной в планирование, он не готов был обсуждать. <...> К сожалению, мы не услышали ответов [прокурора], сохранят ли рощу, мы не услышали ответов на вопрос, зачем реконструировать нормальную, в хорошем состоянии дорогу. Почему у государства на это деньги есть, а на устройство дорожного основания там, где оно необходимо, нет? Хотя это одна и та же улица. <...> Предложили в июне встретиться снова, чтобы понять, что изменилось или не изменилось, и как действовать дальше, — подытожила собеседница.