Десятилетиями Ростов тонет при каждом сильном дожде. И порой ливневые потоки несут не только разрушения, но и отнимают жизни. Редакция 161.RU проследила, как городские власти боролись с последствиями непогоды, всё обещали ливневки, но так и не построили ни километра новых водостоков.
Магия чисел
2008 год, Ростов опять затопило. В том июле проливной дождь обрушился на улицы и парализовал движение по проспекту Сиверса — его пришлось перекрыть. Воды Темерника, текущего мимо вокзала Ростова-Главный, тогда были куда более бурны, так что генеральный ливневой коллектор перестал справляться с потоком. Чиновники решали проблему лишь на словах — им припомнили обещания из 2004 года.
Транспортная прокуратура направила в суд иск «О признании незаконным бездействия должностных лиц управления автодорог Ростова, выразившегося в уклонении от выполнения строительных мероприятий по восстановлению систем дождевой канализации». Суд признал, что ростовское управление автодорог уклонялось от своих обязанностей. Администрация «обещала серьезно заняться вопросом».
Ростовский мэр Михаил Чернышев в 2008 году заявил о необходимости «выработки грамотного инженерного решения» по строительству ливневой канализации. В перечне затапливаемых улиц упоминались участки Буденновского, Семашко и Турмалиновской.
Чиновничья реакция на потопы почти не изменилась с годами — разве что тогда отвечали полнее. Так, в 2008 году в управлении автодорог заявили, что протяженность городских дорог — около 12 тысяч километров, но ливневок всего 84 километра. А в ноябре 2009 года выяснилось, что за 10 лет в Ростове построили всего 14 километров ливневой канализации вдобавок к 70 километрам, доставшимся городу в наследство от советской власти.
«По решению городской думы работа в "ливневом" направлении станет еще активнее. Муниципалитет проведет оценку состояния сетей ливневой канализации, чтобы скорректировать и оптимизировать свою деятельность. Потребности дождевой канализации будут учтены и при планировании бюджета на развитие улично-дорожной сети», — писали наши коллеги, работавшие на 161.RU в 2009 году.
Что случилось в 2010 году? Снова дождь, из-за которых в июне под угрозой расселения оказался многоквартирный дом в переулке Братском. Ливневка не справлялась с потоками, и вода затопила жилища шести семей.
Дом в Братском — один из непризнанных памятников города, с интересной историей — его построили в 1881 году как корпус гончарно-цементного завода. Судьба его типична для старого Ростова — в 2022 году дом все-таки признали аварийным и решили сносить.
Жизнь в городе шла своим чередом, вернее, плыла по течению. После очередных дождей в июне 2012 года власти отчитались, что протяженность сетей ливневой канализации достигла 100 километров.
— Начиная с 2000 года в Ростове было построено около 30 километров закрытой системы дождевого водостока, — уверял тогдашний директор департамента автодорог.
Следите за руками: с 1999 по 2009 год построили 14 километров сетей, притом что с 2000-го по 2012-й, как утверждалось, появилось 30 километров ливневок. Выходит, 16 километров ливневой канализации проложили между 2009 и 2012 годом? Можно назвать это «неразгаданной загадкой Жака Фреско», но если вы переходили Ворошиловский или Буденновский проспект в ливень, то знаете — это загадка Жак-Ива Кусто.
Ближе чем когда-либо к проблеме ливневок представители городской власти Ростова оказались в 2013 году. Сперва глава администрации Октябрьского района Сергей Брюсов «пропал» при объезда территории во время ливня.
— Брюсов открыл дверь машины и тут же пропал, — вспоминал случившееся тогдашний заммэра Владимир Арцыбашев. — Оказалось, провалился в ливневую канализацию. Освещение на улице отключили, решетки на ливневке сняли. Ее саму закрывала вода, поэтому Брюсов не заметил.
В тот же день вода подвела и главу управления по делам ГО и ЧС Артура Хостова. Из-за дождя чиновник не заметил неровного рельефа и упал в воду.
Чиновники в 2013-м отделались легким испугом.
Через три года дожди и проблемные ливневки начнут забирать жизни.
Бесхозный город
В начале десятых в администрации назвали три причины бед с водоотведением: малую протяженность ливневок, отсутствие решеток над стоками и засоренность коллекторов. Но в 2013 году в кабинетах на Большой Садовой возникло еще одно оправдание: большая часть сетей бесхозная, то есть не принадлежит никому и никто за них отвечает. Значит, город просто не может обслуживать не свое имущество.
(В этом месте вы снова можете задуматься над загадкой появления 30 свежепостроенных километров ливневой канализации между 1999 и 2012 годом.)
В феврале 2014 года дождеприемные колодцы повесили на департамент автодорог, передав из ведения районных администраций. Моментального изменения ситуации это, конечно, не дало — в июне город снова затопило.
Зато после сентябрьских ливней всплыли новые данные. Оказалось, около 80% сетей — бесхозны. Вам эта цифра может показаться знакомой. С сентября 2014 года и до мая 2023 года прошло почти девять лет, но на балансе города как было 20%, так и осталось. Будто принцип Парето вечно против городской администрации: пока одни чиновники ставят ливневки на баланс города, другие находят всё новые (видимо, ранее неизвестные) километры ливневой канализации.
Эти 20% из 2014-го интересно соотносятся с высказыванием сити-менеджера Сергея Горбаня после ливня 2016 года, в котором погибла 14-летняя школьница. По его словам, в день потопа только 15% ливневок были в рабочем состоянии, по остальным «шло разбирательство в судах по поводу их обслуживания».
Впрочем, свою защиту Горбань и его команда тогда построили на других аргументах. Главным виновником потопа 2016 года стала, «конечно же, природа».
— Она вылила на город больше воды, чем он мог выдержать. Вторая проблема — это устаревшая ливневка. Та система, которая есть у города сейчас, морально устарела, — говорил Горбань. — Ливневую канализацию когда-то делали в СССР, капитального ремонта не было. Последние 24 года город занимался этим вопросом по так называемому «остаточному» принципу.
Летом 2023 года суд закрыл дело о гибели 14-летней ростовчанки во время ливня 2016 года. Бывший первый замглавы администрации Сергей Кузнецов, оказавшийся единственным обвиняемым, избежал наказания из-за истечения срока давности. Следственный комитет официально признал, что расследование уголовного дела неоправданно затянулось, что и позволило чиновнику уйти от наказания, — ответственность в ведомстве возложили на представителей прокуратуры, долго не подписывавших обвинительное заключение.
Ростовские чиновники вообще часто сетовали на сети, доставшиеся городу в наследство от советской власти. (Алло, товарищи, Союза нет уже 32 года!) Но директор муниципального специализированного унитарного предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации сооружений Юрий Криволапов еще в 2014 году заявил в комментарии 161.RU, что состояние бесхозных советских сетей не такое и плохое.
— Только для нужд города сети, построенной в годы СССР, уже не хватает. На ливневую канализацию в Ростове сегодня приходится около 10% улично-дорожной сети, а по нормативу нужно 35–40%, чтобы без проблем отводить воду, — заявлял эксперт.
В последние годы городские власти регулярно говорят о ливневой канализации — вот только развивается система лишь в мечтах и заявлениях чиновников. На словах и на бумаге растут предполагаемые затраты:
в 2020 году — 40 миллиардов за 16 лет;
в 2023 году — 146 миллиардов за 13 лет.
То есть администрация Ростова собирается тратить по 11,2 миллиарда рублей в год только на ливневки — по 20% годового бюджета, если взять за основу актуальные траты. И это притом, что за последние 10 лет город потратил на ливневки чуть более 470 миллионов (!) рублей.
Кажется, с тем же успехом через пару лет можно заявить о планах на триллион рублей. А что, ведь как звучит! Да и какая разница, если планы не выполняются?
Что вы делали 10 лет?
Директор департамента автодорог Алексей Войтенко в 2020 году подробно расписывал, как Ростов будет развивать систему. Именно тогда прозвучали заявления: 1) о 40 миллиардах до 2036 года; 2) о строительстве ливневки на проспекте Буденновском, где утонула школьница. Судя по словам Войтенко, к августу 2023 года Ростов должен был влить в ливневую канализацию примерно 7 миллиардов рублей.
В реальности на строительство ливневок не потрачено ни рубля, один контракт на проектирование сорвался, а еще один — проектировщик не завершил работы в срок.
Реконструкция ливнестоков на Буденновском проспекте провалена: вместо проектирования и строительства администрация и подрядчик провели несколько лет в судах, предпроектные работы, проведенные в 2016–2017 годах, вероятно, потеряли актуальность, а частично созданный проект канализации пущен в утиль — в том числе из-за попустительства чиновников.
Как следует из решения арбитражного суда, в 2018 году Департамент архитектуры Ростова сорвал работу проектировщика, работавшего по подряду Департамента автодорог Ростова: 1) не снял с кадастрового учета участки в рамках полосы отвода; 2) выдал два необходимых подрядчику задания, опоздав на три месяца. Судя по тексту судебного решения, компания «Гортехмаш» выполнила почти все нужные изыскания, размежевала территорию и завершила проект на 89,96%. Но, не получив от всех нужных документов, не смогла пройти госэкспертизу.
В итоге — после 6 с лишним лет — вместо ливневой канализации на Буденновском проспекте город получил только 5,84 миллиона рублей, которые в 2018 году успели выплатить проектировщику и которые в 2023 году суд поручил вернуть в бюджет.
Вообще с марта 2013 года по июнь 2022 года администрация Ростова провела 30 подрядов, связанных с ливневой канализацией, — на сумму 4,7 миллиарда рублей. Более ранние контракты, если были, не учтены в системе госзакупок. Более поздних пока нет.
247 миллионов рублей ушли на проектирование. Причем 149 миллионов — это деньги, выделенные на создание проекта реконструкции ливневого бассейна № 1 (часть Западного и Левенцовка). Подряд в сентябре 2021 года получила компания «Союздонстрой», а работы должны были завершиться до декабря 2022 года. Но не судьба — срок работы продлили до конца сентября 2023 года.
Второй по объему вложений проект — создание схемы водоотведения Ростова, в которой компания-подрядчик «Корпус» должна наконец-то указать все балансовые и бесхозные ливневки города. Схема обойдется городу в 50 миллионов.
На содержание ливневок за 10 лет потратили еще меньше — 223,9 миллиона рублей. При этом 155 миллионов из этой суммы получила одна компания — «Аварийно-диспетчерская служба № 1» — по двум контрактам 2021–2022 годов.
То есть вдумайтесь, до всколыхнувшей город гибели школьницы на Буденновском проспекте в июне 2016 года администрация Ростова потратила 49 миллионов рублей на содержание ливневок и еще 25 миллионов на проектирование.
Но и после трагедии ситуация годами не двигалась: восемь контрактов на очистку и содержание ливневок на сумму менее 20 миллионов рублей и три подряда на проектирование за 21,7 миллиона — все они связаны с провалившимся перепроектированием ливневой канализации на Буденновском.
Финансирование резко увеличилось только в 2021 году с приходом «Аварийно-диспетчерской службы № 1». Вот что писало издание «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура» в 2022 году в материале, очень похожем на рекламу компании: «Вопрос не решался годами. Летом 2020-го проблема со стоками привела к тому, что вода в низкой части улицы [Малиновского] стала переливаться через разделительную полосу дороги и многие владельцы лишились своих машин. В 2021 году АДС № 1 провела реконструкцию дождеприемного колодца, который изначально был построен неправильно и не принимал потоки воды во время ливней. Теперь улице Малиновского потоки не грозят».
Наступил 2023 год, и администрация Ростова начала закрывать улицу Малиновского во время каждого сильного дождя. Иногда по несколько раз в день.
— Причина потопа на улицах во время дождя — в нечищеных ливневках. И таких было 90%. <...> Бывает так, что ливневка на топосъемке есть, начинаем работать, а она заасфальтирована! А где-то уже гараж стоит, а то и дом, — сетовал в комментарии для того текста гендиректор компании Эдуард Калита. — Часто попадаются незаконные врезки либо подключение бытовой канализации. Проблема более глубокая, чем она представляется.
С последними словами не трудно согласиться. Хотя компания и получила треть всего финансирования, выделенного администрацией Ростова на ливневки за последние 10 лет, даже она, вопреки всей уверенности в прошлогоднем интервью, не смогла предотвратить потопы, которые мучают город с весны.
И главное — на строительство новых ливневок за последние 10 лет городские власти не потратили ни копейки. Если какие-то участки ливневой канализации и появляются, то исключительно возле новых ЖК, возводимых частными компаниями. Появляются, присоединяясь к устаревшей и давно не справляющейся с напором системе коллекторов.
Поэтому пока единственное средство от потопов в Ростове — хороший прогноз погоды.