Архитектурный пейзаж Ростова в последнее время вызывает всё больше вопросов и споров. Советский жилой фонд давно устарел, а новая застройка зачастую не решает проблемы города, а только плодит новые. Многие дома возводятся без единого подхода, а девелоперы не уделяют должного внимания инфраструктуре.
Что не так с массовым жильем, когда перестанут строить муравейники и, наконец, как сделать жизнь в городе удобнее? Об этом мы поговорили с руководителем архитектурного бюро Masterplan Андреем Вырва.
— Город стремительно обрастает новыми жилыми комплексами, но большинство из них не вызывают положительной реакции ни у обычных ростовчан, ни тем более у архитектурного сообщества. Что не так с массовой застройкой Ростова?
— Из основных проблем, которые я вижу, это линейная стратегия девелоперов. Их цель — получить наибольшую прибыль с наименьшими рисками, поэтому большинство девелоперов в регионах строят очень простые и примитивные жилые дома, квартиры в которых покупают за неимением выбора.
У архитекторов кардинально другой взгляд: необходим системный подход к планированию застройки, современное видение фасадов, функциональность планировок квартир, внимание к местам общего пользования и к благоустройству дворовых пространств. В итоге, применяя интеллект хороших архитекторов к проектированию жилых зданий и комплексов, застройщик получит на порядок более качественный продукт за тот же бюджет.
— В последние годы ведется много разговоров и о том, что новые жилые комплексы, появляющиеся на карте города, абсолютно не отражают современные тенденции и «плодят безвкусицу». Почему так происходит и что вы думаете на этот счет?
— Строительство — это консервативная и инерционная отрасль, которая в принципе развивается очень медленно. Чтобы построить жилой комплекс, нужно несколько лет. За это время в мире очень многое меняется — взять хотя бы доковидный 2019 год и наше время, согласитесь — изменилось очень многое. Как правило, к тому времени, как жилой комплекс достраивается, он успевает уже морально устареть, даже если на этапе проектирования был еще актуален. Это больше не проблема, а исходная данная, с которой нужно работать. Уже на этапе проектирования необходимо ориентироваться на самые современные тенденции и решения.
— Андрей, как вы считаете, есть ли пути решения и что должен сделать застройщик, чтобы вывести на рынок недвижимости что-то современное и стильное?
— Конечно, здесь не нужно ничего выдумывать и изобретать — застройщикам из регионов, чтобы просто создавать хороший продукт, достаточно хотя бы больше смотреть на лидеров в строительной отрасли и применять на практике. Но смотреть нужно тоже правильно. Недостаточно просто скопировать фасад — необходимо понимать смыслы, которые закладывают в свои проекты сильные игроки рынка. Иначе получается, как у туземцев, которые увидели самолет, повторили его форму из бамбука и удивляются, почему он не летит.
— Вы сказали, что важно ориентироваться на лидеров, а кого среди отечественных застройщиков вы можете отнести к ним? На кого могут смело равняться ростовские девелоперы?
— В первую очередь хочется отметить компанию «Пик», которая является лидером по количеству построенного массового жилья в России. Это компания, которая постоянно развивается, исследует новые материалы и технологии и со своими задачами справляется очень хорошо. Они часто работают с приглашенными признанными архитекторами. В Ростове есть несколько жилых комплексов, построенных «ПИКом», и выглядят они на порядок лучше, чем окружающая застройка от местных застройщиков.
Лучшая региональная компания, на мой взгляд, это «Брусника», которая является лидером по количеству новаторских решений. А главный архитектор компании — Барт Голхорн, голландский архитектор, работающий много лет в России.
— А что именно в проектах вышеупомянутых застройщиков делает их топовыми игроками? Какие аспекты и фишки их жилых комплексов можно выделить как хорошую тенденцию, которую стоило бы перенять и остальным?
— Сегодня один из главных трендов — это многофункциональность жилого комплекса. Чем больше различных объектов социального назначения, коммерческих помещений, ритейла будет в составе ЖК, тем лучше для жильцов. «Брусника» активно использует инклюзивную и безбарьерную среду, качественную благоустроенную территорию дворов без парковок. Их архитекторы применяют и многие другие принципы современных жилых домов: проницаемые остекленные входы в подъезды, функциональные планировки квартир, современные фасады, за которыми прячут кондиционеры, помещения колясочных.
— Есть ли в Ростове подобные положительные примеры, то есть застройщики, чьи проекты выделяются на общем фоне?
— Я общался с разными застройщиками города, и особенно хочется отметить ГК «Панорама». Они не боятся работать с хорошими архитекторами и применяют в своих проектах все современные принципы.
При проектировании ЖК «Гранд панорама» на набережной Ростова они привлекли московского архитектора Александра Зусика, который предложил им смелое решение со смещением этажей, стильным фасадом и панорамными окнами.
Для другого жилого комплекса — ЖК «Панорама 2.0», наше бюро разрабатывает фасады, интерьеры холлов и мест общего пользования, а также благоустройство территории.
— Мы сейчас много говорили о жилых комплексах как об отдельных объектах, но если затронуть их в контексте городской среды, что здесь мешает добиться уместности и красоты?
— Мое личное мнение: любое здание, где бы оно не было посажено, должно отражать дух места. Например, все знают, что в Ростове крутые рестораны и хорошая локальная кухня. То же самое и с архитектурой — важно понимать особенности локации: ландшафт, видовые характеристики будущего здания, виды из окон.
Когда я говорил о том, что не нужно слепо копировать то, что строят в столице, я имел в виду и то, что важно учитывать региональную привязку. В Ростове свои особенности в плане розы ветров, климата, менталитета. Надо понимать, какие у нас локации и что в них можно строить.
— А есть ли примеры застройщиков, которые импонируют вам своим самостоятельным стремлением к тактичному подходу к городской среде?
— Да, с таким я столкнулся впервые в работе с руководством ГК «Панорама». Когда они только начинают строить дом, стараются привести в порядок и соседние здания за пределами их ЖК. Если рядом историческая постройка, за свои деньги делают косметический ремонт. Во-первых, это улучшает городскую среду, а во-вторых, это довольно практичный подход. Человек, который покупает квартиру, видит красивые соседние дома и понимает, что приобретает не просто дом, а качественную среду.
— Давайте из настоящего немного переместим фокус на будущее. Как вы и сказали, тенденции меняются очень быстро, что будет актуально и востребованно в ближайшие годы?
— Запрос на качественное жилье будет расти. Фокус внимания с планировок квартир будет перемещен на места общего пользования, на фасад дома и на хорошее дворовое благоустройство. Будут смотреть на подземный паркинг с необходимым количеством парковок с возможностью подняться на лифте на свой этаж. Будет запрос на помещения лобби с диванной группой, где можно подождать такси или встретиться с гостями, не поднимаясь в квартиру.
Архитектурный стиль домов тоже будет важен. Придет следующее поколение покупателей, с развитым вкусом и насмотренностью, которым будет важен современный стиль и авторский подход в архитектуре.
Я думаю, в ближайшем будущем в архитектуре жилых домов будут актуальны современные стили капиталистического модернизма с мотивами исторических стилей — такая современная эклектика.
— В заключение хотелось бы услышать от вас как от эксперта прогноз, когда произойдет какой-то положительный поворот в оформлении и качестве ростовских жилых комплексов?
— Есть законы экономики, и они универсальны для всех. Если застройщик строит безликие дома, с плохими планировками, и эти квартиры продаются, он продолжит их возводить и зарабатывать деньги легким путем. Как это можно изменить? Воспитывать вкус людей.
Во многом на ситуацию влияют и сильные игроки, которые заходят на ростовский рынок. Так, когда в Ростов зашел «ПИК», средний уровень проектов местных девелоперов поднялся. Или же ГК «Панорама», предложившая новые и нестандартные решения, — другие застройщики уже будут ориентироваться на них.
Когда на рынке начнут появляться те, кто предлагает более качественный продукт, люди поймут, что лучше купить жилье именно в таких жилых комплексах. Чем больше рынок будет работать в этом направлении и создавать конкурентную среду, тем больше будет появляться интересных и стильных объектов, меняющих облик города к лучшему.
ООО «СЗ «ПАНОРАМА-2»
panorama2.ru