Улица Ташкентская не обычный ростовский частный сектор. Люди здесь просыпаются не от пения птиц или обычного городского шума — каждый будний день тишину этого места нарушают крики толп людей. Дело в том, что среди частных домов затесались сразу три диспансера для мигрантов — кожно-венерологический, наркологический и противотуберкулезный. Уже после пяти утра Ташкентскую заполняют десятки машин, поэтому для местных выехать отсюда — большая проблема.
— И 10 лет такой ад, просто ад, — рассказывает Валентина Стетюха, ближайшая соседка триады диспансеров. — Вот так выйдешь, посмотришь на всё это, зайдешь в дом, поплачешь. Жизни хочется, а тут…
Диспансеры жмутся к забору пенсионерки с одной стороны, а с другой — трехэтажное здание миграционной службы, окна которого смотрят прямо во двор Валентины.
— Чувствую себя иногда как в цирке: тут из окон смотрят, как я в огороде работаю.
Стетюха не раз вызывала чиновников, чтобы показать, каково существовать с такими соседями. По словам пенсионерки, всякий раз приехавшие составляли «какой-то акт», но его копию так ни разу ей и не предоставили. Да и ничего в ответ не предприняли.
— Как Росгвардия или кто еще приедет, они притихнут, а на следующий день всё снова, — рассказывает Елена Ткачук, живущая через дом.
И правда, как только наш фотограф вытащил камеру, чтобы сделать несколько кадров, толпа у диспансеров быстро перетекла с улицы внутрь здания.
На улице Ташкентской живут в основном пенсионеры, но есть и семьи. Елена Ткачук признает, что боится отпускать ребенка гулять. На дороге, в канавах, да и вообще всюду на этой улице, помимо бычков, бутылок и обычного мусора, разбросаны салфетки со следами крови. Их выносят посетители диспансеров.
Иногда пациенты стучатся в дома, просятся в туалет. Сама Валентина говорит: если видит в очереди женщин с детьми, то выносит стулья. Всё потому, что в узком дворике перед триадой диспансеров нет ни парковки, ни лавочек, ни мусорных баков, ни туалета — ничего. Поэтому, рассказывают местные, будущие граждане России вынуждены использовать соседние палисадники, чтобы справить нужду.
— Только в выходные спокойно дышим, — признается Любовь, жительница еще одного дома на Ташкентской.
Хотя медучреждения работают с 9:00 до половины пятого вечера, очереди у них начинаются с самого раннего утра и сохраняются до вечера. Поток машин и людей начинает иссякать только после 18:00.
— Мы вынуждены приезжать к 5:00, просто чтобы попасть сюда, — рассказывает мне один из ожидающих своей очереди. — Очень долго принимают, а внутрь не пускают. Здесь и с другой стороны утром очень много людей.
Ваши ожидания — ваши проблемы
Жители Ташкентской пытаются решить проблему с 2013 года. Тогда в правительстве Ростовской области и администрации Октябрьского района даже признали, что участок миграционной службы на соседней улице Таганрогской и прилегающая территория не отвечают нормам. В 2014 году аналогичные выводы были сделаны о медицинских учреждениях на Ташкентской. Проблемы признали, но не решили. В 2015 году МВД провело профилактическую проверку, благодаря которой был выявлен только один бедолага-мигрант, который нарушил срок пребывания, а в остальном — ничего.
— Везде уже писали и звонили, даже Путину на прямую линию, но все только отписки шлют, — возмущаются пенсионеры с Ташкентской.
Летом ко всем уже привычным проблемам добавляется шум от «огромного вентилятора», который используют для проветривания подвалов здания миграционной службы. В 2022 году Роспотребнадзор установил, что уровень шума превышает норму.
Но не все недовольны соседством. Например, Ирина, которая живет напротив триады диспансеров, проблемы отрицает. Она обратила их себе во благо. На ее заборе красуются две таблички: «чай, кофе» и «туалет». Едва увидев человека с камерой, женщина чуть ли не набросилась на нашего фотографа. Но, выслушав доводы о законности наших действий, отступила, поспешив снять таблички и захлопнуть багажник машины, в котором устроила импровизированный магазин. Чуть позже она повалила с заборчика бутылки и банки, красиво выставленные как на витрине.
Ирина утверждает, что мигрантов по утрам нет, они не шумят и не мешают, а мусор всё равно бы был и его пришлось бы убирать. И вообще, все остальные жители, с которыми мы общались, врут. На вопросы о результатах продаж и востребованности туалета отвечать отказывается.