Парламент Ростовской области принял закон о создании агломераций, дав старт объединению Ростова-на-Дону, Аксая и Батайска в мегаполис с общей транспортной системой и, вероятно, экономикой. 161.RU разобрался в документе и причинах его появления.
Помимо Ростовской агломерации, анонсировано создание Восточно-Донбасской — из шахтерских городов внутри Красносулинского района — и Волгодонской, состав которой не называется.
Зачем объединять города?
Авторы закона считают, что с появлением агломераций станет устойчивым экономический рост, вырастет инвестиционная привлекательность Ростовской области и качество жизни людей. Всё это должно обеспечить «сбалансированное социально-экономическое и пространственное развитие территорий с сохранением благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды».
По задумке, внутри агломерации можно будет объединить промышленную, инженерную, энергетическую, коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру разных населенных пунктов — так они станут эффективнее. Агломерации, уверены авторы, будут привлекать больше жителей, особенно высококвалифицированных специалистов. Отток населения прекратится.
— Как показывает общероссийская практика, такие агломерации, к сожалению, означают убийство муниципалитетов, — отметил в комментарии 161.RU урбанист Аркадий Гершман. — Это отъем полномочий у муниципалитетов на более верхний уровень. Когда не [местные] депутаты или мэр решают, как будет город развиваться, а кто-то выше. И это преподносят как благо.
Гершман — российский урбанист и автор блога «Город для людей» — считает, что формулировки принятого в Ростовской области закона размыты. По его мнению, пока это просто документ «за всё хорошее, против всего плохого».
В законе действительно мало конкретики, и даже о местах создания агломераций говорили только на заседании заксобрания — в тексте ни слова о Ростовской, Волгодонской или Восточно-Донбасской.
Спикер донского парламента Александр Ищенко на заседании 23 июня уверял, что города в составе агломераций сохранят свои границы и органы управления, зато получат «единые транспортные тарифы, ставки налогов и подходы к финансированию инвестиционных проектов».
«Этот закон позволяет без всяких административных слияний развивать ростовскую агломерацию. Каждая территория будет иметь самостоятельное значение»
Как именно города будут объединять в мегаполисы?
В законе есть только общие шаги:
Органы власти решивших объединиться городов и поселений заключают соглашение о создании агломерации.
Власти и общественные организации Ростовской области обсуждают и определяют приоритеты и цели агломерации.
Правительство области утверждает рекомендации по условиям и приоритетным направлениям развития мегаполиса.
Сроки создания агломераций также не названы.
Что сделает правительство, чтобы поднять статус агломераций?
Будет формировать там благоприятную среду для бизнеса;
уделит дополнительное внимание вопросам социальной направленности, жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности, градостроительства, архитектурного планирования;
будет вкладываться в объекты промышленной, инженерной, энергетической, коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры;
оптимизирует транспортное сообщение между частями агломераций;
обещает стимулировать строительство. Для этого территории агломераций собираются сделать приоритетными зонами для застройки;
молодым специалистам, которые с отличием окончили вуз в любом регионе России, будут предоставлять ипотеку под 1% годовых. Так надеются остановить отток молодых мозгов и привлечь новых специалистов;
в правительстве появится координационный орган по вопросам развития агломераций на территории Ростовской области;
в бюджете региона появятся специальные статьи расходов — на содействие развитию агломераций. Сколько именно будет тратить область, не указано.
Почему вообще решили создавать агломерации?
Закон о создании агломераций попал на рассмотрение в донской парламент и прошел первое чтение еще в 2018 году. Четырехлетнюю паузу Ищенко объяснил ожиданием принятия федерального закона о финансировании агломераций.
В 2020 году зампредом правительства России стал Марат Хуснуллин — бывший заместитель мэра Москвы, ответственный за строительный сектор и программу реновации. Одной из ключевых тем на новом посту Хуснуллин сделал дополнительную урбанизацию страны через создание «опорных» агломераций.
Как заявил вице-премьер летом 2021 года, в каждом регионе «могут быть отобраны несколько «опорных пунктов», где качество жизни, обеспечение медицинскими, культурными, образовательными услугами будет выше». Хуснуллин признал, что у правительства просто нет денег, чтобы «поддерживать на одном уровне все населенные пункты». Поэтому выбрана агломерационная стратегия — «дополнительные средства направлять именно на развитие мегаполисов, агломераций».
Именно в агломерациях, по словам чиновника, правительство собирается приоритетно обновлять транспортную инфраструктуру — трамваи, автобусы, электрички.
Хуснуллина в его стремлении поддерживает председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин, который в январе 2022 года призвал создать в стране несколько мегаполисов в противовес Москве.
«У нас, в России, сейчас Москва — единственный центр, который может соответствовать мировому уровню. <...> В противовес этому нам нужно создать несколько крутых таких агломераций. Вокруг Екатеринбурга, [к примеру]. Поволжье, Краснодар, Ростов способны на это, частично — Новосибирск, Томск», — считает Кудрин.
В чём подвох?
Аркадий Гершман говорит, что сами по себе агломерации — детище не российских и тем более не ростовских чиновников. Во всём мире так называют территории, где возникли прочные связи между крупными городами и пригородами. Урбанист отмечает естественность такого процесса для европейских и американских городов. По его словам, там, чтобы сделать естественные агломерации удобными, власти разных муниципалитетов «садятся и договариваются, как дальше жить». Россия идет по другому пути.
— Если посмотреть на обоснование закона, то вы увидите, что цель там — благополучие Ростовской области, про город Ростов никто особо не думает, — заметил Гершман в комментарии 161.RU. — Есть шанс, что жители пригородов Ростова действительно от этого выиграют, но сами ростовчане — скорее нет, чем да.