Власти объявили сезон массового сноса зданий в центре Ростова. Снос проводят с завидной скоростью и оперативностью, чего не скажешь, например, про ремонт дорог. Показываем здания, которые попали в «расстрельный» список: сохраним их хотя бы на фотографиях.
Улица Серафимовича, 103
Двухэтажное здание у пересечения с Ворошиловским проспектом построили в 1888 году. Общая площадь — 359 квадратных метров, в доме находилось 11 квартир.
Дом давно «под занавесом» и расселен. В XXI веке его соседом стал 4-звездочный отель Mercure, а в нескольких минутах ходьбы стоит здание правительства Ростовской области. Впрочем, соседствовать осталось недолго: положительное заключение на снос уже получено.
Улица Московская, 41/27
Это самое старое здание улицы Московской. Принадлежавший купцу Михаилу Шалаеву особняк построен во второй половине XIX века. Он уцелел во время ожесточенных боев в этом районе во время войны. Интерьер лишился декоративных элементов из-за того, что здание толком не законсервировали.
Общественники движения «МойФасад» отметили, что, несмотря на аварийный статус и несколько пожаров, фасад здания оставался крепким. Это памятник гражданской архитектуры, хоть и без официального статуса. Его можно было спасти, но потенциальный инвестор не смог договориться с властями.
По одному адресу — Московская, 41/27 — идут два домовладения, и власти их не пожалели. Слева от дома Шалаева располагался дом С. Г. Билибина. Здание построено в середине ХIХ века в стиле классицизм. 26 мая его начали сносить, но работы приостановили после реакции градозащитников. «МойФасад» подал новую заявку на включение домов в реестр выявленных объектов культурного наследия.
Улица Донская, 9
Двухэтажный дом 1917 года. От него уже мало что осталось.
Улица Ульяновская, 6
Год тот же — 1917-й. Дореволюционный дом давно признан аварийным и расселен. В феврале 2022 года он частично обрушился. Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко тогда заявил:
— К счастью, в результате обрушения стены никто не пострадал. И эта ситуация еще раз доказывает, насколько важно вовремя признавать старые дома аварийными и принимать решения, которые обеспечивают безопасность людей.
При этом градозащитники замечают, что неоднократно просили администрацию законсервировать его и другие объекты, которые можно было бы спасти. Они уверены: консервация аварийных домов фоновой застройки поможет найти инвесторов для восстановления.
— Но кому-то очень мил другой способ обращения с аварийными зданиями: отсутствие консервации — мародеры — пожары — обрушения — снос. Так, летом [2021 года] закономерно посыпался дом Туроверовой, а зимой за баснословные деньги его сровняли с землей. Дом на Ульяновской, видимо, постигнет та же участь, — пишут общественники движения «МойФасад».
Улица Московская, 28
Редкий пример архитектуры модерна в Ростове. Здание принадлежало Марии Горбачевой, построено в 1910 году.
Архитекторы отмечают, что вместе с Московской, 41 здание составляет с близлежащими выявленными ОКН единую среду, сохраняет характер и масштаб исторической застройки.
Обратите внимание на детали. Часто ли вы видите в Ростове такие окна над парадным входом?