Замглавы администрации Ростова по транспорту Дмитрий Симков заявил, что город планирует проложить трамвайные пути по загруженным улицам Нагибина и Стачки — за счет инвестора, который сейчас реконструирует транспортную систему Таганрога. Основатель и автор городского телеграм-канала «Тютина» Алексей Максимук рассказывает, почему считает задумку властей амбициозной, но неисполнимой в реальности.
Журналистская работа приучает пропускать мимо сознания события, которые еще не произошли. Особенно — прожекты от чиновников, которым по должности положено мечтать, планировать и другими способами дуть в уши гражданам. Горожане цепенеют, бюджеты выделяются, работа движется. Прожектам воплощаться необязательно.
Так что очередную мысль о строительстве трамвая я воспринял с серьезным скепсисом. Задумка администрации шита белыми нитками: сбросить на кого-нибудь стройку инфраструктуры в новые жилые районы. Трамвай с нуля — это долго, дорого, муторно и совершенно не прибыльно по сравнению с раздачей городских земель под высотки, так что пусть всем этим занимается частник. Получится — присвоим славу, не выйдет — скинем ответственность. Прямая, как трамвайный рельс, логика русских бюрократов.
Но, пытаясь быть в тренде, администрация вступает на очень тонкий лед прогресса — который ростовских управленцев может и не выдержать. Примеров строительства трамвая по концессии в современной России практически нет, едва наберется три. Первый — «Чижик» в Петербурге, четыре маршрута на окраине. Второй — трамвай из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму, единственный маршрут откроют в 2022 году. Третий и самый масштабный — Таганрог, где переделывают всю сеть и уже запустили один из девяти маршрутов. Четвертым, по задумке властей, должен стать Ростов, в котором окончательно похоронили идею строительства метро (и слава богу).
В мечтах чиновников — магистральные линии на Северный и Суворовский, Западный, а также в район старого аэропорта, то есть восстановление большей части советской сети, которую продали на металл в конце девяностых, плюс пучок новых линий. Неожиданно амбициозная идея для администрации, которая пятый год не может справиться с реконструкцией одной трамвайной улицы в центре.
Но, скажете вы, при чем тут администрация — этим же займется частная компания, заинтересованная в окучивании крупнейшего рынка юга страны. А я в ответ напомню, как в городе десять лет — с 2007-го по 2017-й — пытались запустить безналичную систему оплаты проезда в транспорте и не запустили ничего. Long story short: чиновники просто кинули иногородних подрядчиков, которые пытались нормально вести дела. Почему с уральской «Синарой» должно случиться иначе, я не понимаю — особенно если над местными не будет бесконечно нависать губернатор на пару с федеральными министрами. А он вряд ли будет: куда удобнее пиариться в тихом Таганроге, чем в набитом провинциальными воротилами и решалами Ростове. История со стройкой инфекционной больницы, которую месяцами старательно задвигают на обочину инфополя, тому яркий пример.
«Опять негативишь», — скажете вы (и будете правы). А я отвечу, что есть такая штука, как репутация — и если городская власть годами не может родить ничего масштабнее ущербного проекта канатной дороги и продления набережной, то веры, что она справится со строительством ключевой городской инфраструктуры, пусть даже чужими руками, нет никакой. Причем это даже не вопрос персоналий: мэры меняются, ситуация — нет. Снизу тоже изменить ничего не удается — у ростовчан давно отобрали любые инструменты влияния на происходящее в городе. Как там, помогают петиции на «Активном ростовчанине»? Подписи хорошо собираются? А на общественных слушаниях нас когда последний раз слушали?
Ладно.
Нормальный трамвай в Ростове, конечно, нужен — построенный и эксплуатируемый по уму. Правильного опыта в мире — вагон, а в нашей стране есть и кадры, и производство, и деньги, и спрос. Жаль только, что в Ростове нет хозяина, способного всё это направить во благо города.
Байков, прости, мы всё потеряли.
Согласны с автором?