Таганрожец Михаил, многим известный под псевдонимом «Нефед Ростов», последние 13 лет увлекается индустриальным туризмом — диггерством, руферством, посещением «заброшек» по всей области. В интервью корреспонденту 161.RU Надежде Маницкой он рассказал о тайных подземельях Ростова и том, почему крыши и катакомбы помогают по-настоящему знакомиться с городами.
Нефед встречает меня возле 14-этажного дома у рощи «Дубки» в его родном Таганроге. За спиной у него рюкзак с фотоаппаратом, объективами и перчатками, но по внешности Нефеда трудно угадать диггера или руфера. Мужчина одет в простую практичную одежду, которую не жалко испортить. Да и сами индустриальные туристы выделяться не хотят: зачем привлекать лишнее внимание там, куда иногда приходится проникать незаконно.
Начать разговор Нефед предлагает на крыше — одной из первых, посещенных им. Мы поднимаемся на предпоследний этаж, а оттуда по лестнице идем на чердак. Впереди ждет препятствие, которое сложно преодолеть без помощи опытного руфера или стремянки. С чердачной площадки Нефед помогает подтянуться к отверстию под потолком, заранее объясняя, на какие выступы лучше ставить ноги.
— В моей юности эта крыша всегда была открыта, но сами посетители сделали так, что долго это не продлилось. Молодежь здесь всё время забивала «ливневки», — он жестом показывает на стоки посередине крыши. — Бывало, заткнут все бутылками, поэтому вода затекала на технический этаж, а потом и на последний жилой.
Чтобы избежать подобного, в России принято закрывать чердаки. Поэтому простым людям редко удается оценить городской пейзаж с высоты. Но для руферов — людей, целенаправленно посещающих крыши домов, — замки не проблема.
— Люди, которые просят провести на крышу, просто хотят хорошо провести время. Романтику девушке, например, устроить, — рассказывает Нефед.
Вид с крыши — один из способов познакомиться с городом. Сначала участники экскурсии осматривают панораму, позже Нефед достает телеобъектив, чтобы рассмотреть некоторые места более детально. Это можно делать и с биноклем, что даже удобнее, чем держать на весу тяжелый объектив фотоаппарата. Параллельно гид отвечает на вопросы о городе, его истории. По его словам, панорама Таганрога почти не изменилась за годы наблюдений с крыши этой 14-этажки.
Отсюда удобно обозначать не только то, что видно, но и подземные объекты — тоннели, коллекторы. У Нефеда интерес к руфингу плавно перетек в увлечение диггерством.
— Около 13 лет назад я заинтересовался подземкой Таганрога. Читал форумы, решил проверить, что правда, а что — нет. В любом небольшом городе, где есть коллекторы, имеется какая-то подземка, — говорит индустриальный турист. — В том же Таганроге речка уходит в коллекторы под заводами «Металлург» и «Котельщик». Обыватели не совсем понимают функционал этого коллектора, поэтому их называют пещерами, тоннелями, катакомбами. Отсюда появляются легенды, что под городом километровые тоннели. На самом деле они просто выполняют функцию водоотведения.
Нефед годами исследовал тоннели под городом. К нему постепенно присоединялись единомышленники, следившие за фотоотчетами туриста в соцсетях. После Таганрога диггеры начали гулять по подземному Ростову, в том числе по небезызвестной Мухиной балке — запасному командному центру Северокавказского военного округа, где находится многоярусный бункер 1970-х годов. Часть комплекса — военный музей, куда можно попасть, просто купив билет. Но вторая половина заброшена и потому притягивает диггеров.
По словам Нефеда, под землю люди спускаются из любопытства, особенно когда речь идет о подземельях, рассказы о которых полны легенд.
— Самое частое подобное «предание» — это ростовское метро. Поговаривают, что в советское время начали разработку станций. Одна из первых станций должна была быть в районе кинотеатра «Ростов», а вторая — возле Главного автовокзала. Но после разработки начались якобы проблемы с почвой, — отвечает Нефед.
История подземелий Ростова также лишена загадок и тайн — только водоотводные коллекторы, функционал у которых сугубо утилитарный. Хотя надежду найти под землей что-то интересное, кажется, не теряет даже администрация города. Недавно замглавы администрации Ростова Елена Кожухова сообщила, что власти планируют выделить средства на исследование галерей под парком Первого Мая.
— В тоннелях под парком Первого мая — ничего загадочного, — утверждает Нефед. — Я уже там был в году, кажется, в 2010–2011-м, и за это время там почти ничего не изменилось, — рассказывает он. — Только новые трубы для подведения воды к фонтану поставили, которые текут и просят вмешательства сантехника, а не диггера.
«Это похоже на спорт с завязкой на адреналин. Особенно если объекты охраняемые. У некоторых появляется зависимость от получения этих ощущений»
— Однажды гуляем компанией по подземельям Мухиной балки. Видим, что не одни там. Решили приколоться, обойти и напугать [другую компанию]. Результативно — ребята испугались, покричали, — смеется диггер. — Но что меня поразило: через время публикую фотки в паблике. Разглядел, что там была беременная девушка. Место там не для беременных, явно… А она еще и, оказывается, была инициатором. Вместе посмеялись над ситуацией.
По мнению Нефеда, мода на экскурсии по «заброшкам» сходит на нет.
— Сейчас в сети достаточно нужной инфы, остается только гуглить. Необязательно лезть самому. Да и играть на «заброшках» в страйкбол или пейнтбол стало попсой.
По его словам, мест для подобных экскурсий в Ростовской области становится меньше с каждым годом — заброшенные здания сносят, коллекторы закрывают.
Нефед никогда не занимался организацией индустриальных экскурсий, потому что дело требует особой осторожности с законодательством и техникой безопасности. Он просто водит по таким местам тех, кто знакомился с ним в Сети. Но диггер не видит препятствий для развития индустриального туризма в регионе.
— Мы ходили в разные необычные места, заброшенные или законсервированные заводы, старинные подвалы, крыши, бомбоубежища, — рассказывает друг диггера Иван Васюков. — Ну и просто ездили по области как туристы по городам или на природу. Побуждало на такие экскурсии то, что можно увидеть и потрогать разные железяки и увидеть, как устроены индустриальные объекты, я же технарь все-таки. Кстати, с моей будущей женой как раз в то время начали встречаться и, оказалось, что нам обоим это интересно.
— В индустриальном туризме всё похоже на обычный туризм — нужны деньги и ресурсы, тот же транспорт, — уверен Нефед. — Тем более люди гораздо охотнее соглашаются на экскурсии, когда есть уже всё готовое. И туры по «заброшкам» и подземельям вполне имеют место быть.
Куда бы пробраться? Топ от Нефеда
Туннели Мухиной балки, или Аксайские катакомбы. Это первый подземный штаб военного округа, построенный при СССР. К концу 60-х здесь появились катакомбы — большинство помещений так и не обустроили, однако там проводили учения. В зале высотой в пять метров стоял один из первых в Ростовской области компьютеров — ламповый, громадная махина под потолок. После крушения Советского Союза военные ушли с объекта. Потом появился музей. Его работники заново провели свет примерно в пятую часть подземных помещений и отгородили площадку от основной части.
Дренажный родниковый коллектор возле Ботанического сада. Строился проходческим методом, и стены-кольца похожи на тюбинговую крепь метрополитена. Теперь он состоит из двух закрытых решетками шахт-стаканов, между которыми протянулся тоннель длиною около 190 метров. Функция тоннеля по-прежнему дренажная. В 2009 году началась его реконструкция, закончившаяся в 2011-м изменением сечения с увеличением его размеров.
Заброшенные тоннели у поселка Реконструктор. Это четыре тоннеля шириной до 6 метров и разной длины. В каждом свой микроклимат, что объясняется разницей в расположении и размерах. По одной из версий это погреба бывшего винного завода, а по другой — здесь военные тренировались рыть тоннели перед тем, как начать строить запасной командный пункт в Мухиной балке.
Заброшенные базы отдыха на Зеленом острове. Особенно интересен старый аквапарк, который начали разбирать перед Чемпионатом мира по футболу в 2018 году, но до конца дело так и не довели.
Заброшенный шахматный клуб в Гуково. Отделка под игровую доску осыпается, но атмосферу былого интереса к интеллектуальному спорту передает. Стоит посетить ради винтовой лестницы, необычной планировки и смотровой площадки наверху.