Электросамокаты вдруг оказались одной из главных бед России: почти ежедневно со всех концов страны приходят новости об инцидентах с ними. Санкт-Петербург сегодня стал первым городом, где сервисы кикшеринга оказались под фактическим запретом — арендные самокаты пропали с улиц под давлением чиновников и силовиков. Основатель и автор ростовского телеграм-канала «Тютина» Алексей Максимук убежден, что электросамокаты не убрать из городов силой, но принять новую реальность будет непросто.
У проблемы кикшеринга в русских городах две стороны — теоретическая и практическая. Обе, скорее всего, в ближайшее время не подружатся.
Теоретически все инциденты с электросамокатами сейчас, как и понятное раздражение от них в обществе, — следствие того, что инфраструктура и регулирование не успевают за технологиями. Совершенно типичная история. Такое бывало десятки раз — от первых автомобилей, которые не могли поделить улицы с пешеходами, до бесконечных попыток регуляции интернета.
И что — теоретически — делать?
Я на первых порах пустил бы всё на самотек. Когда идиотов на самокатах, угрожающих чужой безопасности, начнут превентивно бить, всё очень быстро отрегулируется само собой. Конечно, будет много скандалов, но вместе с ними придет понимание на всех уровнях, что микромобильность — надолго, и с ней нужно что-то решать.
Помните кадры с недавнего велопарада в Ростове? На него выехали тысячи человек, а ведь там еще и ногами надо крутить, да и вообще велодвижение — история нишевая. А вот электросамокаты — доступный массовый транспорт по своей сути: каждый мечтает ехать с ветерком, ничего для этого не делая. Технологии, которые позволяют человеку лениться, не победить в принципе — придется мириться и как-то выстраивать быт.
Потом самокаты необходимо ввести в правовое поле. Сейчас в Ростове несколько операторов кикшеринга ровно потому, что порог вхождения с обеих сторон нулевой, а ответственности нет ни для кого. То есть 30-килограммовых железных дур, летающих по тротуарам со скоростью автобуса, юридически не существует — твори что хочешь, мы тут проездом. Всё это нужно прописывать в ПДД, в других нормативных документах, закрепить права и ответственность пользователей, владельцев, сервисов аренды — короче, провести очевидную, большую и необходимую работу. Потому что бесконечно бить друг другу морды за неосторожное обращение с самокатами граждане в конце концов устанут — и дай бог, чтобы они не задумались, кому в таком случае морды окажется бить эффективнее. Напомню, рассуждаем мы сейчас теоретически.
Параллельно придется перестраивать город под новые транспортные требования. Вот говорили умные люди десятилетиями: стройте нормальные велодорожки, хватит юлить и отбрыкиваться — в итоге реальность 2021-го отхлестала и горожан, и городских чиновников по морде. Первых — за пассивность, вторых — за всё хорошее. Гром грянул, мужики в пиджаках вспоминают, как креститься, но скоро за строительство инфраструктуры им придется взяться обеими руками. Кто поумнее — поинтересуется у сервисов доставки, не желают ли те со своими красивыми прибылями вписаться в стройку, или помянут всуе Марата Хуснуллина (раунд!). Кто побездарнее — постараются держать глаза закрытыми как можно дольше. Где последние себя обнаружат, когда откроют глаза, предсказать не берусь. Возможно, где-нибудь в районе мусорного полигона «Свалка истории».
Ну и в целом понятно — нужно не плодить штрафы и запреты, а создавать условия существования общества вокруг уже сформированного явления. С пандемией быт выстроили, выстроим и с самокатами.
Только это всё лирика. Потому что существует практическая часть, о которую разбиваются все теоретические построения. Она называется «устройство современной России» — и рассуждать здесь, наверное, не о чем.
В самом деле, о чем говорить — о рептильной реакции чиновничества на любые раздражители, которая сводится к слову «запретить»? О сословии силовиков на всех уровнях власти с очень своеобразными представлениями о реальности? Об отсутствии любых инструментов для влияния гражданского общества на власть? Об отсутствии, в конце концов, самого гражданского общества?
Мне рассуждать об этом скучно, примерно как обсуждать погоду. Но нужно понимать, что в таких условиях происходящее в Петербурге — глубоко типично, и у меня нет никаких предположений, почему в Ростове с многострадальным кикшерингом попытаются управляться как-то иначе. Будут запрещать, изымать, штрафовать, заводить дела — с поправкой на беспомощность местных властей, само собой. Другими словами, наведут суеты и бросят. И вот тогда, возможно, всё потихоньку пойдет по сценарию, описанному в первой части.
Поэтому не гоняйте, используйте шлем, а спешившись, смотрите по сторонам — и да хранит нас всех Господь.
Согласны с автором?