Сразу после казанской трагедии ростовские чиновники, руководители школ и детских садов провели срочное совещание о безопасности в образовательных учреждениях. Как заявила замглавы администрации Елена Кожухова, городские власти проверили, работают ли тревожные кнопки, видеокамеры, пропускные системы, и критичных проблем не заметили. 161.RU проверил, насколько хорошо школы Ростова-на-Дону готовы к визиту посторонних.
Как всё на бумаге
По утверждению Кожуховой, во всех школах и детсадах Ростова установлены рамки металлодетекторов, ограждения, камеры видеонаблюдения по периметру и тревожные кнопки, сигнал от которых поступает напрямую в Росгвардию. Турникеты и электронные проходные есть во всех образовательных организациях, кроме школ № 88, 45, 47 и 105. На совещании в администрации Кожухова заявила, что у этих школ есть некие «специальные заключения», позволяющие обходиться без турникетов.
— Во всех образовательных организациях соблюдается пропускной режим, физическая охрана контролируется Национальной гвардией и ЧОПами в 70 организациях: 40 школ, 27 дошкольных учреждений, 3 учреждения допобразования. В остальных 198 учреждениях пропускной режим осуществляется вахтерами, — уточнила Кожухова.
Кожухова отметила, что казанские события заставили администрацию Ростова задуматься о совершенствовании систем безопасности в школах. Еще зимой из местного бюджета выделили более 61 миллиона рублей на оснащение 39 учебных заведений видеокамерами внутреннего наблюдения, в 15 учреждений наняли охранников.
Замглавы также добавила, что чиновники в ближайшее время проанализируют ситуацию в тех школах и садиках, которые охраняются вахтерами. Возможно, где-то заключат договоры с охранными предприятиями.
Сити-менеджер Алексей Логвиненко на совещании 12 мая заявил, что нужно найти деньги, чтобы в 100% школ была специализированная физическая охрана. Он предложил вместе с депутатами городской думы попросить дополнительное финансирование из городского бюджета.
Как дело обстоит на самом деле
Школа № 6, Северный
Охранник на входе заявил корреспонденту 161.RU, что у школы «есть всё, что нужно», чтобы обезопасить учеников. Но рамки металлодетекторов оказались отключены и просто стояли в стороне. На глазах корреспондента детей пропускали свободно, только иногда уточняя класс.
Дежурившая у входа завуч отказалась отвечать на любые вопросы корреспондента, сославшись на то, что школа отчитывается только перед Росгвардией и вышестоящим начальством.
Школа № 30, Северный
Во время урока входные двери в учреждение оказались закрыты, и ни вахтер, ни завуч не согласились впустить в здание без разрешения из управления образования — как и в соседней школе № 6, здесь сослались на конфиденциальность информации о степени защищенности школы.
Школа № 75, Суворовский
На входе в 75-ю школу встретили два учителя, следивших за тем, чтобы дети переобувались. Вход — по карточкам через турникеты. Но ни рамок металлодетекторов, ни профессиональных ЧОПовцев там не оказалось.
По словам учеников, охранник в школе все-таки есть. Один из старшеклассников предложил помочь эксперименту 161.RU и поделился пропуском, но дежурившие учителя все-таки остановили журналиста.
Вход на территорию школы свободный. Калитка открыта и днем, и ночью.
Школа № 78, Гвардейская площадь
В этой школе постороннему не дойти даже до крыльца — или придется дать бой на оживленном перекрестке Красноармейской и Доломановского переулка. Учреждение ограждено забором, у единственного прохода, за которым дежурит охранник с тревожной кнопкой в кармане. Внутри — вторая линия обороны: металлодетектор и вахтер.
ЧОПовец открывает калитку на переменах и закрывает во время уроков, давая по несколько минут опаздывающим ученикам. По его словам, система пропусков в школе временно не работает, но всех, уверяет мужчина, он знает в лицо.
После публикации материала замдиректора школы по хозчасти Алексей Николаев заявил в комментарии 161.RU, что пропускная система, запущенная в школе 1 сентября 2020 года, работает без перебоев. По его словам, все ученики попадают в здание исключительно по персональным пропускам.
Школа № 49, центр, улица Максима Горького
Школьников на входе встречает охранник. Дети проходят через турникеты по карточкам, родителей внутрь не пускают, на входе стоят металлоискатели.
— Взрослых мы не пропускаем, — рассказала директор Каринэ Дударь. — Только по разрешению директора школы и по предварительной договоренности, если нужно решить какой-то вопрос по поводу успеваемости [ребенка] с классным руководителем. Есть также вневедомственная охрана, домофон, магнитный замок. ЧОП и тревожная кнопка.
Почему мы говорим о безопасности школ
Утром 11 мая в казанскую гимназию № 175 пришел выпускник и бывший студент Ильназ Галявиев, которого в конце апреля за долги отчислили из колледжа ТИСБИ. Незадолго до визита в родную школу 19-летний Галявиев создал телеграм-канал, в котором стал называть себя богом, пообещал убить десятки человек и покончить с собой. 11 мая Галявиев действительно вошел в школу с оружием и начал расстреливать учеников и учителей: девять человек погибли, еще 21 раненый попал в больницы Казани. Самого стрелка задержал спецназ.
Сразу после трагедии в России начались массовые проверки безопасности школ. Отдельные чиновники и депутаты предлагают неординарные меры борьбы с шутингами в школах — от запрета компьютерных игр до отказа от анонимности в Сети.
12 мая — день траура в Республике Татарстан.