Утром 28 апреля сотни владельцев павильонов на рынках «Алмаз», «Атлант» и «Овощной» вышли на стихийный митинг с требованием открыть торговые ряды, заблокированные после вчерашнего рейда силовиков. Владельцы павильонов не понимают, почему должны отвечать за возможные грехи собственников земли. 29 апреля протесты бизнесменов продолжились. Корреспонденты 161.RU следят за третьим днем противостояния властей и торговцев.
С чего всё началось
Утром 27 апреля полицейские, росгвардейцы и сотрудники ФСБ окружили рынки между Аксаем и Ростовом-на-Дону: «Атлант», «Классик», «Алмаз» и «Овощной». Источники 161.RU говорили, что в спецоперации задействовали почти 5 тысяч бойцов. Собеседники «Интерфакс-Юг» оценили численность сотрудников в 3,5 тысячи.
Из-за оцепления возникли пробки на Шолохова, Аксайском проспекте, Малом Зелёном кольце и других прилегающих к рынкам улицам. Полицейские досматривали машины и проверяли документы.
К вечеру на рынках задержали не менее 400 мигрантов — такую оценку дал источник редакции в органах внутренних дел. На большинство составили административные протоколы о незаконном пребывании в РФ и решили депортировать. Из всех окруженных рынков повезло только «Классику». Его, по всей видимости, оцепили по ошибке — 28 апреля рынок открылся.
Мы опубликовали репортаж о том, как прошла спецоперация 28 апреля, и тоже следили за происходящим онлайн.
Сотни недовольных ждут от властей ответов.
Официально спецоперацию пока так и не прокомментировали ни силовики, ни региональные власти.
Наш корреспондент Ирина Бабичева передает с места:
— На рынок не въехать, оттуда не уехать. Такси [торговцы] вызывали на соседние улицы и шли туда. На площади было много людей: сначала просто собрались местные инициативной группой. Потом пришел [и.о. главы района] Доморовский, люди стали кричать и давить друг друга, чтобы докричаться. Он назначил встречу с инициативой группой в 16:00, сказал, что за блоки не отвечает, сам ничего не знает, но приехал выслушать. Потом уехал. Народ пока установил сабвуферы, микрофоны, сделали что-то вроде свободного микрофона. Выступали, возмущались. Сейчас многие разошлись.
Хотя районные чиновники назначили на 16:00 встречу с местными торговцами в ДК, многие люди остаются на площади. Одна группа даже начала строить импровизированную сцену из деревянных поддонов.
Оставшиеся на площади перед рынком говорят, что ждут замгубернатора Виктора Гончарова.
Людей уже не так много, как было в 10:00. Полиция никого не трогает — просто следят за порядком.
Не нашли ни наркотиков, ни оружия
Вчерашний рейд источники в силовых структурах сопровождали информацией о том, что поводом для облавы стали данные о тайниках с оружием, наркотиками, контрафактом и обилии нелегалов на рынках. После рейда около 500 человек доставили в ростовские отделы полиции.
Итог: лишь около сотни административных протоколов, в основном за просроченные документы. Часть задержанных депортируют, но многие отделались небольшими штрафами, передает наш источник в органах. Большинство тех, кого вчера забрали с рынков, отпустили без составления протоколов.
Официально ни полиция, ни другие силовые структуры так и не комментируют происходящее.
Протестующие взяли тайм-аут
Предпринимателям передали, что замгубернатора к ним не приедет (как минимум сейчас). У импровизированной сцены остались только лишь несколько человек. Большинство ушло обедать с четким намерением вернуться к 16:00, когда запланирована официальная встреча с участием районных и областных чиновников.
Парковка, где стояли возмущенные торговцы, опустела. В центре осталась наскоро собранная сцена.
По словам нескольких протестующих, разойтись решили, узнав о приближении спецподразделений Росгвардии.
Письма протестующих
Пока протест поутих, торговцы пишут обращения к депутатам и руководству области. Говорят, что перенести все павильоны некуда, поэтому «добропорядочные налогоплательщики» обречены нести убытки, если заблокированные рынки не откроются.
Поговорили с несколькими предпринимателями. Вот разговор с Еленой с рынка «Атлант».
— Я так понимаю, отсюда нас всех [хотят] убрать. <...> Мы зарегистрированы здесь как ИП, именно по этим адресам.
— Землю вы арендуете?
— Да. Зарегистрированы как ИП. Я плачу налоги исправно 25 лет.
— На «Атланте» вы сколько?
— Около трех лет.
— Чем торгуете?
— Женская и мужская одежда. Но все предприниматели зарегистрированы по этим адресам, то есть законно. А сейчас это незаконно? И всех хотят просто убрать.
— Как этот конфликт с землей, я так понимаю?
— Я вообще ничего не понимаю. С чем конфликт. Но, видимо, с землей, да. Видимо, какой-то дяденька высоковольтный.
— Сколько вложили в бизнес?
— В постройку я вложила — лично я вложила — миллион. Это минимум. Это минимальная сумма. Здесь люди [вкладывают] по 20, 30, 50 миллионов. У меня в постройке — миллион. Плюс товар, расходы и всё остальное.
— Что вам говорят? Администрация рынка на какой-то диалог идет?
— Администрации рынка — нет. Мы не знаем, где она и что она. Просто куда-то испарилась.
Предприниматель Алексей Дыва говорит, что действия властей грозят потерей работы его 14-ти сотрудникам.
— [Вчера] сотрудники зашли к нам в магазин, мы разговаривали. Я говорю, в чём дело, чего вы хотите? Они спрашивали [про] кассовый аппарат, налоги. Я всё, как положено, показал.
— То есть они проверяли документацию?
— Да. Наши сотрудники официально трудоустроены.
— Сколько у вас человек?
— У нас 14 человек работает в нашем ИП. Я все эти документы предоставил.
— А чем занимаетесь?
— Всё для дома, тысяча мелочей. Я говорю, вот у нас кассовый аппарат. Сейчас мы работаем — налички у людей уже нет. Полностью идет цифровое.
— И бухгалтерия?
— Да. Я говорю, вы из нас хотите второй «Черкизон» сделать? Нельзя нас сравнивать.
— Когда пришли сюда в 2015 году, был разговор с администрацией рынка?
— Да. Я бизнес-проекты показал. Он сказал: единственное, я могу предоставить вам площадку. И показал мне 200 квадратных метров. Вот 200 квадратов могу предоставить. Верх, всю инфраструктуру ты сам будешь строить за свои деньги.
— То есть он может предоставить землю, а павильон вы будете строить?
— Да. И я сам за свои деньги. Чертеж магазина предоставил. Говорю, кто будет строить? Они говорят: только наши проверенные строители. Вдруг вы привлечете неквалифицированных и что случится. Проект показал, они одобрили, но говорят, что строить будут наши рабочие, которые надежно построят. И они построили. Пять лет — никаких нареканий нет. И дождь, всё было, всё четко, ничего не протекает, никаких нарушений нет.
— Полиция вчера что хотела?
— Проверила. Они сами не знают, что хотят. Проверили, я все документы предоставил, всё, ушли. А сегодня, например... У нас в основном покупатели — бабушки и дедушки. С деревень приезжают.
— Они не читают новости, не знают?
— Да. Приехали и не могли попасть. За 30–40 километров с деревень. <...> Звонят, что мы из-за вашего товара приехали. А мы ничего не можем сделать. Когда заработаем, тоже не знаем.
Губернатор в курсе
Бывший помощник федерального бизнес-омбудсмена Александр Хуруджи говорит, что обсудил с губернатором ситуацию на рынках и уверен, что Василий Голубев сделает «всё возможное и невозможное».
— Общался с ним по «горячим следам» примерно в 11–12 часов, [Голубев] рассказал про принимаемые меры, ощущение, что полностью погружен в проблему и все службы задействованы. Будем надеяться, что торговля возобновится в ближайшее время, а предпринимателям скажут четко, что их ждет, предложат варианты других мест, какой-то переходный период и рынок не закроют вот так вдруг в один день! — заявил Хуруджи в комментарии 161.RU.
Пока региональные власти, кажется, действительно предлагают невозможное — разместить торговцев на ярмарках Аксая и Ростова. Бизнесмены уверены, что так не получится.