Инвалид по зрению Татьяна Шпакова пять лет добивается переселения из аварийного дома на улице Обороны, 42а. Вместе с ней там — в коммунальных квартирах — живут другие незрячие. Через суд Шпакова вынудила ростовскую администрацию купить ей квартиру, но теперь отказывается переселиться: за 2,4 миллиона рублей власти приобрели не менее ветхое жилье в микрорайоне Чкаловский.
Один на один со столетним домом
Дом на Обороны, 42а появился в 1868 году. Тогда это был двухэтажный склад. После распада Советского Союза здание превратили в общежитие, надстроили третий этаж и передали Всероссийскому обществу слепых. В 2010 году ростовская администрация взяла дом на баланс, перестроив под коммунальные квартиры.
В 2014 году дом признали аварийным. Здание не ремонтировали ни разу за полуторавековую историю. Полуразрушенный дом рассыпается на глазах Шпаковой: падает штукатурка, рушатся стены и перекрытия, проседает крыша, стены зарастают многолетним грибком. За почти 7 лет переселилась только часть жильцов, большинство инвалидов продолжает жить в опасном здании.
Шпакова — инвалид первой группы по зрению — переехала в Ростов из Новочеркасска. Она поступила в специальное предприятие Всероссийское общество слепых, где и работает по сей день. Женщина почти не видит.
— В 1989 году мне дали здесь комнату. Это было общежитие, которое принадлежало нашему предприятию. Но этот дом… Он, конечно, уже отслужил свое. Ему 153 года. Он разрушается, но мы по сей день живем здесь: я и два моих сына, — рассказывает Шпакова корреспонденту 161.RU. — Это не жизнь. Это просто выживание. Издевательство в прямом смысле. Здесь люди живут с плохим зрением, есть совсем без зрения — и вот так мы живем в этих трущобах в центре города… Газа нет, только электричество. Когда света нет, то нет ничего, и мы мерзнем.
Из огня да в полымя
Когда дом признали аварийным, жильцы начали судиться с администрацией. Первым трем выигравшим дали благоустроенные квартиры в Советском районе. Татьяне и остальным сказали подождать.
— Я почти ежедневно ходила в департамент строительства и перспективного развития Ростова-на-Дону и просила, чтобы они исполнили решение суда и помогли приобрести квартиру. Я также продолжаю стоять на квартирном учете. В последний раз, когда я туда пришла, мне очень грубо ответили: «Что вы здесь ходите? Купите сами себе жилье». После этого я обратилась к юристу, — отметила женщина. — Невозможно жить в там, где на голову падают кирпичи, штукатурка, а полы вздулись от сырости так, что трещат по ночам.
После того как в 2016 году Шпакова обратилась в прокуратуру, администрацию через суд обязали вне очереди предоставить женщине благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, «отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее трех комнат, общей площадью не менее 52,93 квадратных метров».
Администрация приобрела квартиру на Казахской, 86 — в Чкаловском микрорайоне. Только, по словам женщины, жить в новой квартире невозможно.
Представляющая Шпакову юрист Нина Дудзенко пояснила корреспонденту 161.RU, что власти действовали не по решению суда. В частности, пытались заставить подписать акт приема-передачи без осмотра квартиры.
Администрация не реагировала на просьбы показать квартиру и провести независимую оценку условий для проживания, и Татьяна снова пошла в суд, который обязал управление ЖКХ Первомайского района пойти навстречу потенциальным жильцам. Экспертиза, которую женщина сделала за свой счет, признала купленную властями квартиру непригодной для проживания.
— Купленная квартира находится в не менее ужасном состоянии, чем ее нынешнее жилье. В данном случае при выселении взамен предоставляют худшие условия. Кроме того, в квартире не узаконена планировка, канализация неисправна. Полы и проводка вообще отсутствуют, — рассказывает юрист Дудзенко.
Из исполнительного решения: «Площадь кухни 5,2 кв. м из требуемых 6 кв. м по договору социального найма, перемещен вход в комнату и кладовку, электропроводка в неудовлетворительном состоянии, сантехника, столярка, предоставляемая квартира требует капитального затратного ремонта, чего не может себе позволить инвалид по зрению, в настоящий момент квартира в аварийном доме находится в таком же состоянии, тем самым предоставляемая квартира является худшим вариантом».
Дом с полуторавековой историей стал костью в горле властей
Администрация Ростова-на-Дону сообщила в ответе на официальный запрос 161.RU, что власти с проблемой Шпаковой знакомы, но пока всё остается как есть. Департамент координации строительства и перспективного развития подтвердил, что дом признан аварийным и подлежит сносу, но не учли особенностей, которые прописаны в решении суда — например, маломобильности Шпаковой.
— Этажность, наличие инфраструктуры и место работы Шпаковой не принималось во внимание. Департамент координации провел электронный аукцион, а по итогу приобрел квартиру по улице Казахской, 86 для предоставления Шпаковой по договору социального найма на состав семьи из трех человек. Приобретенное жилое помещение соответствует требованиям решения суда и аукционной документации, — утверждают в департаменте.
Чиновники утверждают, что в решении суда нет указания на необходимость купить жилого помещения с учетом потребностей инвалида, но объясняют, почему Шпакову до сих пор не переселили из аварийного дома.
— В связи с отказом Шпаковой от вселения в квартиру на Казахской департаментом проводятся электронные аукционы по приобретению иного жилого помещения. Объявленные аукционы в 2020 году признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок, — отметили чиновники.
«Золотая» квартира в Чкаловском
Квартира, куда отказывается переехать инвалид, обошлась бюджету в 2,44 миллиона рублей. По мнению адвоката Шпаковой, администрация приобрела ее, проигнорировав все законные требования к жилью для переселения.
— По данным, которые нам удалось выяснить, эту квартиру не могли продать в течение 20 лет. Именно столько жилье сдавали в аренду. Она находится в совершенно непригодном для жизни состоянии, — говорит Дудзенко. — Квартира не соответствует стоимости, за которую ее якобы приобрели. Было выделено 2 миллиона 440 тысяч. Но нам известно, что в результате проводимого тендера продавцы получили на руки за эту квартиру всего 1,8 миллиона рублей. Это же подтвердили соседи, которые были в курсе ситуации. В случае необходимости они могут подтвердить этот факт в суде.
Чтобы усомниться в оправданности трат, достаточно увидеть цены на квартиры в Чкаловском. Так, например, самая дорогая продающаяся на «ЦИАН» трехкомнатная квартира на Казахской с качественным ремонтом, улучшенной планировкой и почти такой же площадью стоит 2,29 миллиона рублей. Стоимость квартир без ремонта начинается от миллиона.
— Мы обращались в администрацию снова. Она бездействует. Обращались в Федеральную службу судебных приставов, обращались в суд, администрации выписали штраф 50 тысяч рублей. Как вариант, предлагали написать заявление об отказе положенных квадратных метров на меньшую площадь, но это незаконно, так как моей подопечной с двумя сыновьями положена именно та квадратура, которая указана в решении суда, — добавила юрист. — Инвалиду, которого я защищаю, грозят принудительным выселением и вселением. Прокуратура отписалась. Судья отказал в разъяснении решения суда, ставился вопрос, каким требованиям должна соответствовать квартира. Получен технический паспорт, в котором отражена неузаконенная перепланировка, после чего в администрации появился техпаспорт, по котором перепланировка узаконена задним числом.
А пока незрячая женщина обивает пороги прокуратуры и прочих инстанций.
— Никто нами не занимается. Очень больно и обидно, что мы — россияне, и к нам такое отношение. Мы обращались и в администрацию города, и в УК, но там с нами просто не хотят разговаривать, — жалуется инвалид Шпакова.
Сейчас в трехэтажном общежитии для слепых, кроме Татьяны Шпаковой и ее сыновей, продолжают жить семь семей. Все они люди с ограниченными физическими возможностями. Ежедневно инвалиды просыпаются в сырых комнатах, пытаются мыться в душевой комнате, которая опасна для жизни, и по очереди дежурят на лестничной площадке, пока кто-то выходит из здания. Люди боятся, что упадет потолок или провалятся полы.