Город Как живут вегетарианцы в Ростове и кто на них зарабатывает

Как живут вегетарианцы в Ростове и кто на них зарабатывает

Новый сегмент рынка растет под влиянием моды

Ростов вошел в пятерку вегетарианских городов

Удивительно, но на днях Ростов назвали одним из пяти самых вегетарианских городов России. К Всемирному дню вегана, который отмечается 1 ноября, портал 161.RU пообщался с людьми, для которых отказ от мяса стал не только личным выбором, но и бизнесом.

В марте 2019 года некое агентство Zoom Market опросило 4080 россиян в 34 городах на тему их отношения к мясу. По итогам опроса самыми вегетарианскими городами в стране стали Санкт-Петербург и Калининград. Москва на третьем месте, а Краснодар — на четвертом. А вот на пятой строчке внезапно оказался Ростов, славящийся среди гурманов всей России своими шашлыками и раками.

При этом местные представители общепита говорят, что сейчас рынок вегетарианского питания в Ростове настолько маленький, что на нем почти нет конкуренции. Наоборот, кафе и рестораны для вегетарианцев стараются работать сообща, чтобы создать и развить новую для ростовской гастрономии нишу. И вот как это работает.

Бизнес без крови


Владелец ресторана Uncle Frank Сергей Курапов не позиционирует свое заведение как «вегетарианское», хотя мясных блюд в нем не подают. Он считает, что это может отпугнуть некоторых клиентов.

— Мы не акцентируем внимание на вегетарианстве. Многие шеф-повара в других заведениях грешат тем, что пытаются готовить аналоги мясных блюд из растительных продуктов. Я отказался от такого пути. У нас разработано собственное меню. Кроме того, если человек видит вывеску «вегетарианский ресторан», а сам не относит себя к вегетарианцам, он, скорее всего, туда не пойдет. У нас довольно большая часть аудитории не придерживается строгих правил в питании, но приходит попробовать что-то новое для себя, — говорит Сергей Курапов.

Владелец ресторана Uncle Frank Сергей Курапов

Идея открыть вегетарианский ресторан возникла у него несколько лет назад. До этого Сергей Курапов владел баром, но продал его, хотя заведение, по его словам, приносило прибыль. Предприниматель объясняет свой поступок принципиальными соображениями — к моменту сделки он сам отказался от употребления алкоголя, табака и мяса. Но накопленный в общепите опыт применить все-таки хотелось.

— В экономической теории есть такой постулат, что любым бизнесом движет стремление к максимизации прибыли. Но если на первое место поставить не доход, а то, что Генри Форд называл «полезным служением обществу», то и бизнес будет устойчивым, и внутреннее удовлетворение от дела появится. Самым сложным вначале было преодолеть сложившиеся стереотипы о том, что заведение, в котором не подают алкоголь и мясо, кого-то заинтересует. Опыт показал, что привлечь клиентов можно и без этого. Во всяком случае, мне не пришлось идти на компромиссы, — говорит Сергей Курапов.

По оценке участников рынка, в Ростове четыре– пять ресторанов, предлагающих исключительно вегетарианскую кухню. Для города-миллионника это немного, так что особой конкуренции владельцы не ощущают.

— В такой ситуации мы все скорее партнеры, чем конкуренты. У нас не очень большая аудитория, и здесь наоборот нужно сплотиться, создать некий вегетарианский кластер, чтобы людям было удобней — ведь нельзя же всё время питаться в одном и том же ресторане, — считает управляющая вегетарианского кафе Green Анна Стец.

По ее мнению, популярность вегетарианской кухни в Ростове связана с изменениями в сознании многих людей. Сейчас растет поколение, которое задумывается о своем рационе питания, на это влияют пропаганда здорового образа жизни и развитие фитнес-индустрии. Важным мотивом для клиентов также является невысокая цена блюд. Средний обед в вегетарианском кафе обходится в 150–200 рублей.

— Среди нашей аудитории порядка 60% — вегетарианцы, 25% — веганы (люди, отказавшиеся не только от мяса, но и яиц, молока, меда и других продуктов животного происхождения. — Прим. ред.), и около 15% — сыроеды, употребляющие только продукты, которые не прошли термическую обработку. Конечно, приходят и обычные люди, желающие разнообразить свой рацион, — говорит Анна Стец.

Глазами потребителя


Инструктор по йоге Виктория считает, что за последние полтора–два года Ростов стал более комфортным для вегетарианцев. Помимо ресторанов, появились магазины, специализирующиеся на этичных продуктах питания и товарах (при их производстве не используются компоненты животного происхождения. — Прим. ред.), так что разнообразить рацион питания — не проблема. Другое дело, что поначалу тратить на это придется куда больше денег, чем на «обычную» еду.

— Например, вегетарианское мороженое стоит 150 рублей — то есть в три раза дороже, чем обычное, литр молока на основе овсянки или гречки — около 100 рублей, что тоже дороже обычного. Цена овощей, которые составляют основу рациона, изменяется в зависимости от сезона. Но в целом, когда режим питания уже устоялся, затраты на еду не сильно отличаются от расходов любого другого человека, — говорит Виктория.

В Ростове появились специальные магазины для вегетарианцев

Сама Виктория придерживается вегетарианства уже шесть лет. По ее словам, особых сложностей при переходе на новый рацион не было, поскольку к мясу всегда была равнодушна.

— Количество вегетарианцев за последние годы в городе выросло. Как правило, эти люди сочетают принципы в питании с разными духовными практиками, например йогой. Хотя вегетарианство и йога — это не синонимы. Я встречала среди опытных йогов людей, которые не только едят мясо, но и не отказываются от алкоголя, — говорит Виктория.

Фотограф Евгений Вдовин отказался не только от мяса, но и от других продуктов животного происхождения. Вдохновил его фильм «Скотозаговор», рассказывающий о вреде, которое животноводство наносит планете. А поскольку тема экологии Вдовину всегда была близка — решение стало принципиальным.

— Если меня не спрашивают о моих предпочтениях, я их особо не афиширую. Иногда проблемы возникают, если идешь с друзьями в кафе, а там вообще нет веганских блюд, приходится пить только чай. Впрочем, в период поста они есть практически везде, — говорит Евгений.

Согласно опросу, проведенному Zoom Market, общая доля вегетарианцев в России сейчас составляет порядка 2% от населения. Мотивы изменения рациона у всех разные. Для 59% респондентов основной мотив — польза для здоровья, для 22% — дань моде, 11% жалеют животных и 8% имеют показания по здоровью. Авторы исследования считают, что в ближайшие годы число вегетарианцев сократится. Скорее всего, от движения откажутся те, кто увлекся им на волне моды.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления