Жители одного из домов на улице 2-й Краснодарской жалуются на свою соседку. Женщина ведет себя неадекватно — громко кричит, ходит голой по подъезду и выбрасывает вещи из своей квартиры на девятом этаже.
— На протяжении последних трех лет моя соседка Анна Петрова (имена героев здесь и далее изменены - прим. ред.) сходит с ума. Эта семья всегда была немного странной, но асоциально они себя раньше не вели. Анна жила вдвоем с дочерью, потом дочь уехала в Москву. Сейчас состояние этой женщины такое: она кричит и днем, и ночью: «Я ничего не могу делать! Убейте! Закопайте!» и кидает в форточку всё, что под руку подвернется, — гладильную доску, утюг, зонт, квитанции, бутылки, банки и прочее. С девятого этажа! Прошлым летом она выкинула ведро, которое чуть не попало в прохожего. Я считаю, человек нуждается в постоянном лечении и присмотре, но никто не хочет этим заниматься, — рассказывает соседка женщины Валентина.
Жители дома не раз обращались в полицию. Правоохранители приезжали, записывали объяснения соседей, и на этом всё. Жильцы писали в департамент соцзащиты города, просили поместить Петрову в спецучреждение для психически нездоровых людей. Но в ведомстве ответили, что женщина «не проявляла признаков психического расстройства, требующих госпитализации», и вообще поместить её на лечение принудительно нельзя.
Анне Петровой 55 лет. Она живет в квартире одна. Присматривать за Анной и кормить её приходит женщина по имени Тамара, которая живет рядом в другом доме. Соседи Петровой утверждают, что Тамара оформила пенсию Анны на себя и большую часть кладет себе в карман. В квартире растут долги за коммунальные услуги, отключен газ.
Тамара приходит к Анне три раза в день. В беседе с корреспондентом 161.RU она рассказала, как ухаживает за больной женщиной.
— Соседи говорят, она кричит, вещи выкидывает. Сейчас я заколотила ей окна, чтобы она так больше не делала, и для её безопасности отключила газ. А чтобы она никуда не ушла, я её запираю дома на ключ, — объяснила Тамара.
Женщина рассказала, что о заболевании Петровой в семье знали давно, но старались скрывать это, а потом случился приступ, пришлось вызвать скорую, и больную увезли в психиатрическое учреждение.
По словам Тамары, у Анны есть дочь Виктория, но она уехала в Москву. Виктория сама попросила Тамару присмотреть за мамой и платит ей за это 10 тысяч рублей. Приезжает к матери девушка всего пару раз в год.
— Вика в Ростове не сможет найти такую работу, чтобы ухаживать за мамой и мне платить, — объясняет Тамара.
Тамара утверждает, денег Виктории и пенсии Анны в 7 тысяч рублей едва хватает на продукты для больной. Сдать же ее в интернат Тамара не может.
— Я обращалась в интернат, но мне сказали, что, во-первых, я очень долго буду ждать места там, во-вторых, если она сама не захочет, то они её не могут к этому принудить. Она считается дееспособной, хоть и душевно нездорова. И над ней не назначен опекун. Да я бы и согласилась быть ее опекуном. Это надо нигде не работать, а только ухаживать за ней. Но я не могу бросить свою работу. Кроме того, опекун отвечает за её долги, а у нее есть большой долг по коммуналке, — заключила Тамара.
По закону о психической помощи, душевно нездоровый человек всё равно считается дееспособным. А значит, лечить его принудительно, без его согласия, нельзя. Признать человека недееспособным можно через суд. В этом случае над ним назначается опекун.
— Мы не можем принудительно установить опеку над этим человеком. Родственники вообще могут отказаться от опеки. В принудительном порядке оформить опеку можно только после того, как человека признают недееспособным через суд. И после этого уже, если необходимо, класть на принудительное лечение. В этом конкретном случае в суд могут обратиться психиатрические службы, — объяснила начальник отдела опеки и попечительства департамента соцзащиты Ростова Ольга Шарапова.
Если поведение человека представляет опасность для окружающих, нужно вызвать полицию и просить, чтобы полицейские помогли обратиться в психиатрическое учреждение. Если опасности для окружающих нет, но люди предполагают, что человек психически нездоров, можно написать коллективное обращение участковому психиатру и в городской психологический-неврологический диспансер. Эти службы должны вынести свое заключение. И обратиться в суд, если человек на самом деле не осознает свои действия и нуждается в лечении в спецучреждении.
Ранее 161.RU ростовчане пожаловались в полицию на неадекватную мать. Сотрудники ПДН прибыли на место и составили протокол.