Пару лет назад по Рунету разлетелись пять стадий принятия неизбежного — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Первоначально эта модель поведения, которую описала психолог Элизабет Кюблер-Росс, показывала отношение к смерти. Но в принципе её можно перенести на любые проблемы в жизни. Так вот, я сейчас на четвертой стадии. Это подтвердил тест, который сказал, что у меня выраженная депрессия средней тяжести.
Причины — старая архитектура и отношение к ней других людей. За последние два месяца с ростовскими домиками произошло мало хороших вещей. Навскидку могу вспомнить разве что «Том Сойер Фест» — очистка кирпичного фасада особняка на улице Обороны уже подходит к концу.
Плохого же случилось много больше. Под штукатуркой оказалось около десятка добротных кирпичных фасадов, исчезли минимум одни дореволюционные двери, пару зданий снесли. Еще и капитальный ремонт парадных начался. Конечно, старых домов в Ростове еще много, и на общем фоне это не так катастрофично. Но каждый такой случай — как ножом по сердцу.
Когда ты долго изучаешь какую-нибудь тему, она постепенно становится частью тебя и намертво въедается в душу. Я уже не помню, когда в первый раз сознательно гулял по старому центру Ростова. Это случилось еще в годы студенчества. Тогда мне просто здесь нравилось — необычно и не похоже на спальные районы.
Постепенно я занялся изучением этих мест. Сначала историй, которые скрыты за стенами старых домов. Потом — парадными и интерьерами. Через пару лет — архитектурой. От внешнего вида самих зданий до строительных материалов и технологий прошлого. Потом и вовсе стал почти градозащитником.
Всё это время в Ростове исчезали старые здания, дореволюционные двери и оригинальные окна. А внешний облик десятков домов исказили как собственники, так и капитальный ремонт. История Ростова оказалась нужна не всем.
Такое отношение к наследию в нашей стране, в общем-то, не ново. Что в СССР, что в Российской империи ценности в архитектуре очень долго не видели. Показательный пример — Московский Кремль. На его территории сейчас почти нет памятников средневековой архитектуры, кроме храмов. Еще в XVIII–XIX веках многие боярские палаты и хоромы снесли для постройки более грандиозных сооружений. Их в свою очередь уничтожили для возведения еще более крутых зданий в Советском Союзе. Одно из таких успели снести уже в современной России.
Сейчас отношение к тому, что казалось когда-то ветхим и малоценным, изменилось. Но прошлого не вернуть, и приходится восхищаться русской архитектурой прошлого лишь по реконструкциям и картинам. Такие же процессы происходят и сейчас по всей стране в городах, где сохранилась дореволюционная застройка. Наблюдать этот замкнутый круг грустно.
Постепенно в Ростове появляется всё больше людей, которые не только ценят, но и сохраняют старую архитектуру и интерьеры. Но пока это капля в море. И если с другими проблемами в жизни разобраться можно, то когда я вижу, как исчезает очередная старая дверь или кирпичный фасад, то поделать чаще всего могу почти ничего.
Это ощущение похоже на борьбу с чем-то огромным и неповоротливым, что в одиночку очень тяжело изменить. И пока вырастет следующее поколение, которое оценит не только дореволюционную архитектуру, но и советскую, и современную, многое в Ростове может исчезнуть.
Остается только ходить по улицам и фотографировать всё вокруг. Пусть останется на память потомкам хоть в таком виде. И рассказывать об этих вещах людям. Вдруг кто вдохновится.
Согласны с автором?