Капитальный ремонт фасада дома на улице Верхненольной, 3 идет с начала июня. Но только в это воскресенье жильцы и подрядчики определили цвет, в который будут красить здание. 161.RU разобрался, почему эта, на первый взгляд, простая история длилась так долго.
С чего всё началось
Дом на Верхненольной, 3 строили в эпоху конструктивизма в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Тогда здание не оштукатурили и покрасили в цвет кирпича — красный. В этом году ему ремонтируют фасад. И вот — пришло время выбрать цвет.
Первые встречи по этому поводу прошли еще в начале лета. Предложение оставить оригинальный цвет дома вызвало жаркие споры.
Первоначально фонд капитального ремонта предлагал оштукатурить здание. С этим не согласились участники общественного движения «МойФасад». Но жильцы решили, что всё-таки хотят штукатурку.
— Чтобы решить все разногласия, все стороны встретились у спорного дома. Участвовали и представители фонда капитального ремонта, и подрядчики, жильцы и общественники. Там мы все познакомились и убеждали друг друга в своей правоте, — рассказал 161.RU представитель жильцов Олег Зацерклянный.
В итоге все стороны согласились на оштукатуривание дома — кирпич в стенах оказался в плохом состоянии. Дом предложили покрасить так же, как он выглядел до ремонта.
Участники движения «МойФасад» обратились к архитектору Артуру Токареву (он занимается изучением зданий эпохи конструктивизма. — Прим. авт.) с просьбой помочь в выборе цвета. Токарев посоветовал им поговорить с дизайнером Сергеем Номерковым.
От флага России до светло-лилового
— Я выбрал красный, потому что этот дом всегда был таким, — рассказал 161.RU Сергей Номерков. — Он сложен из красного кирпича. Это один из материалов, характерных для конструктивизма. Были оштукатуренные здания в этом стиле. А были кирпичные. Кому-то этот цвет, может, и не нравится. Но это оригинальный цвет дома. Это здание задавало тон всей улице. Среди конструктивистских кварталов оно выступало и выделялось. Мы показывали жильцам эскизы. Два варианта было. Второй — бежевый. Но этот цвет убил бы облик здания.
Предложение Номеркова покрасить дом в красный и выделить простенки между окон более темным вызвало неоднозначную реакцию. Оштукатуривание стен жильцы восприняли как смену стиля дома. Сначала они хотели покрасить свой дом в тот цвет, в который выкрашены здания в этом районе, — бежевый.
Затем Олег Зацерклянный и еще несколько людей прислушались к доводам Номеркова и решили, что в таком варианте здание будет выглядеть лучше. Это решение разделило жильцов на два лагеря. Начались серьезные споры.
— В здании более 40 квартир. В каждой проживает по несколько человек. Вот и считайте, сколько будет мнений, — сказал Олег. — У 100 людей они окажутся совершенно разными. Когда на одной из встреч шли жаркие дискуссии по этому поводу, я вообще предложил покрасить дом в три цвета — как флаг России.
На фасаде дома сейчас есть выкраски — небольшие участки стен, которые покрасили в выбранные цвета. Они показывают, как будут выглядеть стены после окончания работ. Одна из них светло-лилового цвета. Это тоже один из вариантов, который предложили другие жильцы.
В итоге большая часть жителей дома поддержала решение Номеркова. Цоколь дома должны покрасить в серый цвет, стены — в красный. Простенки между окнами, которые углублены относительно общего фасада, — в более темный.
— Я не специалист по архитектуре, — пояснил Олег Зацерклянный. — Это решение профессионала. Человека, который видит и воспринимает мир совсем по-другому. Я в этом плане не большой знаток, потому и поддержал его. Наверное, пастельные тона не противоречат общественному мнению, но противоречат вкусу и художественной ценности Ростова. Всё вокруг такое желтенькое. А городу надо характера добавить.
Специалисты против жильцов
Елена Чернышева, координатор общественного движения «МойФасад», объяснила 161.RU, почему выбор цвета для одного здания длился так долго и трудно.
— В Ростове сейчас уникальная ситуация. В нашем городе есть специалисты высокого класса. Они готовы делиться своими знаниями и компетенциями, потому что их волнует то, что происходит в городе. Тот же Номерков. Он известный и серьезный дизайнер, подключился к истории с этим домом на собственном энтузиазме. Сергей живет в этом районе, и ему не безразлично то, что происходит вокруг. Но могли послушать не его, а какого-нибудь жильца, который захотел бы розовый цвет. И здание могли покрасить в розовый, — пояснила Елена.
Координатор считает, что выбор цвета для этого дома потребовал неоправданно больших усилий.
— Мы взяли рекомендации у экспертов. Три раза делали визуализацию. Встречались с жителями и подрядчиком. Предложили помочь по цвету стен. С этого момента начался ужас, — рассказала Елена. — И только на последней встрече всё же получилось с ними договориться. У нас в городе нет адекватного инструмента по подбору цвета для фасадов домов. Департамент архитектуры не может ничего советовать. Только согласовывать или нет, если какой-то откровенный ужас. Подрядчики предлагают типовые решения. Они заинтересованы в том, чтобы люди поскорее согласовали цвет — ведь жильцов очень много, и у них совершенно разные мнения. Подрядчик зажат в эти рамки, и ему нужно всем понравиться. При этом жильцы обычно не являются специалистами в области архитектуры или колористики. Они и не обязаны быть экспертами по всем вопросам. Но даже если они прислушаются к рекомендациям, то может найтись кто-нибудь несогласный, и всем придется идти на компромисс. В итоге мы получаем то, что получаем. То, что можно видеть на улицах города.
Бесконечная история
На определении цвета вопросы с ремонтом дома не закончились. Олег Зацерклянный рассказал, что сейчас у него опять возникли серьезные трения с фондом капитального ремонта, представителями подрядчика и контрольными органами. Его не устраивает качество штукатурки.
— Неровные поверхности, очень неровные. В некоторых местах можно посмотреть на стены вверх — а там как будто шторм был. Морская гладь, которая не гладь, — пояснил Олег. — Мне активно пытаются доказать, что это нормально. Но мне это не нравится. Будем еще это решать. Бороться до конца. Чтобы по крайней мере не испортить наш дом.