Сначала он работал в телерадиокомпании. Но со временем решил сменить сферу деятельности. Теперь он управляет ростовским трамваем. О том, что скрывает профессия вагоновожатого, корреспонденту 161.ru рассказал один из ее представителей. По просьбе героя мы публикуем его историю анонимно.
Детская мечта
Стать водителем трамвая я мечтал с детства, но учился на другой специальности — на техника по кинооборудованию. Сначала работал по специальности. Был электромехаником в местной телерадиокомпании, следил за оборудованием. Работа спокойная — почти как у вахтера, но ответственность большая. На моих плечах лежало всё радиовещание Ростова. Я в нужный момент переключал московское вещание на местное.
Платили мало, поэтому ушел. Решил исполнить свою детскую мечту. Мой отец сам когда-то работал водителем автобуса. Он одобряет мой выбор. Бабушка относится скептически. Говорит, что это большая ответственность, в первую очередь — за пассажиров. Жены и детей нет — так что насчет них даже не переживаю.
Я живу в районе, где трамваи не ходят. Так что сам катаюсь на них редко. Но если надо передвигаться по центру, то могу проехать.
Обучение
Водителем трамвая работаю уже год. Прошел трехмесячные курсы подготовки, медосмотр и получил права. Устроиться было несложно. Из-за нехватки людей даже программа обучения сокращена в два раза, чтоб быстрее все на рейсы выходили. В других городах управлять трамваем учат не меньше полугода.
Обучали нас спустя рукава. Например, часто не было вагонов для практики. К работе привыкнуть было несложно. Многое о профессии узнал, когда вышел на линию. Во время обучения было два наставника. Да и во время месяца стажировки тоже был человек, который помогал, направлял, подсказывал. Во время обучения были занятия по эксплуатации трамвая, по технической составляющей, по Правилам дорожного движения. Изучали трамваи со всех сторон.
Трудовые будни
Перед каждым выходом на рейс состояние вагона определяют слесарные мастерские. Мастер ставит подпись и печать, а медик проверяет состояние водителя. График — два дня через два. Раз в месяц бывает так, что надо работать три дня подряд при одном выходном. Но больше работать не заставляют.
День начинается так. Приезжаю в депо за 20–30 минут до выхода на линию, предъявляю документы, водительские права, книжку водителя, получаю путевой лист. Затем иду к медику на осмотр. Возвращаюсь к диспетчеру с печатью и получаю документы на вагон. Принимаю его, проверяю техсостояние и выезжаю на линию.
Рабочий день зависит от времени выезда. Он длится 12 часов, но мы можем переработать. Время выхода на линию определяет служба эксплуатации, она составляет график.
Сейчас в Ростове пять маршрутов. Я работаю на трех из них. Линии двух других проходят по подъемам — работают там только опытные водители, а у меня нет специального допуска.
Финансовый вопрос
На такую работу не возьмут с недостатками здоровья. Мы, как и водители автобусов, сидим на плановой системе. Если за месяц привозим план, то получаем премию. Последнее время зарплату платят исправно.Но есть менее прибыльные маршруты, где план не сделаешь. Чтоб получить премию, людям приходится докладывать деньги из своего кармана. Уходишь в минус.
План зависит от маршрута. На одном из моих маршрутов он — 10 тысяч рублей в день, а на другом может быть 6 тысяч, на третьем — 3,5 тысячи. Премия зависит от выручки. Это 10% от того, что ты привез. Привез за месяц 150 тысяч рублей — 15 тысяч премия.
С топливом проблем нет, потому что у нас электроэнергия. Иногда с запчастями возникают проблемы. Недавно была проверка департамента транспорта. Кто-то из водителей пожаловался, что бандажи — стальные кольца на колесах трамвая — быстро истачиваются, а новые депо не выдает. В ремонтных мастерских бандажи наваривают, но делают это плохо. Наше руководство этому водителю потом устроило допрос.
Мне не раз приходилось покупать лампочки для фар. В депо их обычно не выдают. У нас запчастями вообще как повезет. Даже если заявку оставил, то могут выдать, а могут и не выдать.
Путевая ситуация
Трамвай — не очень надежный вид транспорта, часто ломается. Если это произошло на линии, то за ним скапливаются вагоны. В этой ситуации водителям других трамваев лучше всего найти объездной путь. Иногда из-за аварий или поломок на маршруте остается один вагон. Пассажиры возмущаются, что его приходится подолгу ждать.
Они негодуют в любом случае: ругаются, что едем медленно или не по маршруту, а мне ведь тоже неприятно.
Трамваи из-за изношенности путей и колесных пар часто сходят с рельсов. Вообще состояние путей в городе так себе, они старые. На Станиславского и Горького хотя бы посвежее. Хотя на второй улице всё равно бывают сходы.
Мы попадаем в ДТП. Столкнулись две машины: дальше я проехать не могу. Остается два пути: уехать на другую конечную или стоять ждать. Обычно так происходит из-за неуважения автомобилистов к трамваям — влезают, подрезают. Это опасно. У трамвая тормозной путь гораздо больше, чем у автомобиля, да и сами тормоза плохо срабатывают. Просто не успею вовремя затормозить. У меня за год — шесть ДТП. Благо, без пострадавших.
Была авария и по моей вине. Конец декабря, темно, дождливо. В такую погоду обычно происходит юз — колеса прокручиваются при торможении. Отвлекся, не заметил автомобиль и не среагировал вовремя. Врезался. Депо решило вопрос с пострадавшим, а меня лишили премии.
Разных ситуаций хватает. Кто-то переходит пути в неположенном месте, машины летят на красный, пассажиры забывают одежду, продукты. Недавно кто-то оставил целый пакет с молочкой и булками. Отличный подарок к концу смены!
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-918-50-50-161. Телефон службы новостей 303-06-14.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: T.me/news161ru.