Скульптуры — это украшения любого города, его достопримечательности. А памятники работы дончанина Сергея Исакова установлены не только в России, но и в Германии, Испании и даже в Арктике. В Ростове это мемориал «Ликвидаторам-чернобыльцам», «Дон-Батюшка», «Рыбак». Для того, чтобы создать многотонные изваяния, нужна слаженная работа десятков человек. О своём творческом пути и о том, как изготавливаются монументы, скульптор рассказал корреспондентам 161.ru.
Выучиться в Брюсселе помог министр культуры Бельгии
— В детстве многие любят лепить и рисовать, и я не был исключением. Но мечтал стать летчиком — не прошел в летное училище по состоянию здоровья. Пошел учиться на художника, по стопам родителей. Закончил художественное училище, поступил в МГУ на художественно-графическое отделение. Было тяжело, есть нечего, выручала картошка, которую присылала моя теща. Я уже был художником первой категории (художник с высшим образованием и стажем работы не меньше трех лет. — Прим. ред.), когда встретился со своей тётей, которая после освобождения из концлагеря вышла замуж за бельгийца и поселилась в Бельгии. Она посмотрела мои работы и сказала: «Тебе нужно учиться дальше». Я спросил: «Зачем?» Она ответила: «Надо учиться. А то дальше художника первой категории не продвинешься», — рассказывает Сергей Исаков.
После этого будущий скульптор поехал в Бельгию к тёте — там он смог поступить в академию искусств, но в класс живописи — изначально он увлекался вовсе не скульптурой.
— За обучение мне выписали просто астрономическую сумму — у меня таких денег не было. Но мне повезло — мои работы понравились министру культуры Бельгии, и с его помощью я получил возможность учиться бесплатно. Также начал дополнительно ходить на курсы по скульптуре — там было удобное расписание, и можно было совмещать это с классом живописи.
В годы учебы Сергей Исаков участвовал в разных международных выставках — но иногда все шло не так, как было запланировано.
— У меня была выставка картин и скульптур в самом центре Брюсселя, в районе Саблон. Это очень престижно, но в то же время с выставочными галереями нужно держать ухо востро — могут обмануть. Как-то раз оставил я оставил свои работы в одной из таких галерей перед следующей выставкой. Вернулся за ними, а меня поздравляют — одну работу купили для Национальной галереи Брюсселя, еще несколько приобрели коллекционеры. Я был очень доволен, деньги вышли большие. Но потом из этой суммы сделали огромные вычеты — за хранение, за работу уборщицы, даже за то, что смахнули со скульптуры пыль. В итоге не осталось практически ничего.
— После учебы я всё-таки решил вернуться на родину, где умерли мои родители. Вообще, мне кажется, что наша страна, она как аккумулятор, подпитывает нас. Удивляюсь, как люди могут долго находиться за границей, я начинаю скучать уже через две недели, — рассказал Сергей Исаков.
Рабочий кабинет — в литейном цехе
Почти весь свой рабочий день Сергей Исаков проводит на литейном заводе. Обычно там он и трудится над своими произведениями. Сначала автор делает маленькую модель будущего памятника, прикидывает, как она будет смотреться на месте, где планируется его поставить. Затем, под руководством скульптора, монумент отливают. Чаще всего из бронзы.
— Скульптор делает небольшую часть работы — творческую, — говорит Сергей Исаков. — Создавать памятник на литейном заводе помогают много людей. Например, над монументом Иоанну Крестителю трудились примерно 20 человек.
Особое внимание нужно уделять мимике скульптуры, ведь даже крошечный брак может всё испортить.
— Некоторые инструменты для работы я сделал сам, некоторые позаимствовал у зубных врачей. Ими очень удобно работать в том числе и над мимикой статуй, — объясняет мастер.
Памятники обычно собирают по частям, как конструктор, — отдельно туловище, отдельно руки, ноги или подол платья, отдельно — разные другие детали, например, бронзовый венок в руках у дочери Николая II Марии или крест в руках Иоанна. Готовится специальная форма, в которую заливают расплавленный воск. Затем готовую восковую скульптуру обрабатывают с помощью стеков и паяльников для того, чтобы убрать все недочеты и брак. После этого в раскаленных до 1400 градусов Цельсия печах плавят бронзу. К восковой скульптуре крепят специальное приспособление — литник, затем опускают в жидкий керамический раствор. Воск растапливается, а в керамическую форму заливают бронзу. Когда она застывает, керамику убирают и достают монумент. После этого скульптор и его помощники сплавляют все детали между собой, обрабатывают скульптуру, чтобы не было видно швов, работают над лицами статуй, покрывают воском — чтобы зрительно состарить памятник.
— Над памятником Иоанну Крестителю мы работали около полугода. После окончания работ монумент на грузовом автомобиле отправляется на место, где его установят. Иоанн Креститель поедет в Бийск, в Алтайский край, и станет частью композиции пока что из 15, а в будущем — из 20 статуй. В пути он проведет около десяти дней, — рассказал Сергей Исаков.
Бронзу для памятника, кстати, тоже привозят с Алтая: в Ростов доставляют маленькие слитки металла, а обратно едет уже готовый трехметровый монумент.
Наброски памятника «Ликвидаторам-чернобыльцам» делал в Чернобыле
Многие памятники далеко с завода не уехали, а остались в Ростове и области. Например, «Пантелеймон» и «Николай-Чудотворец» в Батайске, «Дон-Батюшка» на набережной Ростова.
Один из самых известных донских памятников последних лет — «Ликвидаторам-чернобыльцам» на проспекте Шолохова. Мало кто знает, что Сергей Исаков сам участвовал в ликвидации катастрофы на АЭС — оттого и работа получилась столь мощной, эмоциональной. Он отправился туда в 1987 году — на следующий день после того, как ему вручили повестку. И именно в Чернобыле он делал первые наброски будущей композиции — выходящего из огня солдата и колокола.
Есть его памятники и за рубежом, например, в Германии.
— Одна из скульптур, шестиметровый крест, установлен возле резиденции Геринга в Гетшендорфе, это в 70 километрах от Берлина. На нем написано по-русски и по-немецки «Никто не забыт, ничто не забыто». Немцам очень понравилась эта фраза, хотя у них так не говорят, это не устойчивое выражение, как у нас.
После того, как памятник готов и установлен, он начинает жить своей жизнью, иногда необычной и удивительной даже для его создателя.
— В Краснодаре в 2012 году установили мою скульптуру «Петр и Феврония». И за это время жители города успели придумать приметы, связанные с этим памятником! Они советуют прикоснуться к Февронье для счастья в семье и рождения ребенка, к Петру — для силы и уверенности, — рассказал Сергей Исаков.
Другой известный памятник ростовчанина установлен в городе Всеволжске, между Санкт-Петербургом и Ладожским озером. Этот монумент посвящен «машине-солдату», военному грузовику Газ-АА. Точная копия «полуторки» в натуральную величину сделана из бронзы, из металла отлиты даже мельчайшие запчасти автомобиля. На таких машинах эвакуировали полтора миллиона ленинградцев и привезли в блокадный Ленинград сотни тысяч килограммов продуктов.
Памятник работы Сергея Исакова есть даже в Арктике. Бронзовый Николай Чудотворец, покровитель путешественников и воинов, установлен на Земле Франца-Иосифа настолько близко с Северному полюсу, насколько возможно, ведь дальше — только лед, а на нем поставить памятник нельзя.
— Монумент Николаю Чудотворцу мы планировали поставить еще и в Антарктиде — в этом нас поддерживал известный ученый-океанолог и путешественник Артур Чилингаров. Собирались доставить памятник сначала в Чили, а оттуда в Антарктиду на самолете. Скульптура была готова, но не нашли попутное грузовое судно. В итоге в прошлом году этот монумент решили поставить в Рязанской области. Но я все-таки надеюсь, что памятник Николаю Чудотворцу скоро всё-таки появится и в Антарктиде.
В Испании, в городе Алтея, тоже есть памятник Николаю Чудотворцу работы Сергея Исакова. Бронзовый монумент высотой 5,5 метра установили в 2008 году.
По мнению Сергея Исакова, в Ростове не хватает скульптур, связанных с городом и его историей.
— Большие монументы — дело дорогостоящее, но почему бы не украсить город небольшими памятниками? Они не занимают много места, но в то же время могут многое рассказать о Ростове и Донском крае. Это могут быть скульптуры, например, на тему казачества. Не хватает памятника Петру I. Можно установить целую аллею, как, например, в Орле: там стоит памятник Лескову, а дальше герои его произведений. У нашего города богатая культура и история, и чем больше произведений будет ей посвящено, тем лучше.
Елизавета Фролова
Фото: Александр Кузьмин