Портал 161.ru начинает рубрику «Лучшие врачи города». Еженедельно мы будем рассказывать о докторах, которым смело можно доверить свое здоровье и здоровье близких. Сегодня мы поговорим об Александре Акимовиче Дюжикове.
Александр Дюжиков — директор Ростовского центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, заслуженный деятель науки России, главный сердечно-сосудистый хирург Ростовской области и ЮФО, профессор, академик, доктор медицинских наук... Все его звания, титулы и награды сложно перечислить...
У профессора свободного времени практически нет. Договориться с ним об интервью — большая удача.
Начать беседу удается не сразу, так как телефон Александра Акимовича не смолкает — звонят пациенты и врачи со всей области. По «сложным» больным без совета Дюжикова не обходятся даже опытные хирурги. Выключить мобильный Александр Акимович не может.
— Ну все, давайте приступим, — освободившись, начал профессор. — О чем вы хотели поговорить? Только сразу говорю, героизировать меня не надо.
Спросить хочется о многом. В кабинете на столе у Александра Акимовича — фигурка подводной лодки.
— Интересная модель подводной лодки, откуда она у вас?
— Это мне подарил сослуживец. Я же два года, сразу после ординатуры, служил на Черноморском флоте врачом. Там я занимал должность флагманского хирурга бригады подводных лодок. Ничего необычного не было. Я служил на маленькой дизельной лодочке. Погружаться приходилось, был переход через Босфор и Дарданеллы. Но работы на подводных лодках было мало, поэтому командир бригады подводных лодок в Балаклаве разрешил мне поработать в Севастополе, там был главный госпиталь Черноморского флота. В нем работали военные хирурги с колоссальным опытом.
— А почему вы вообще решили стать врачом?
— У меня отец — участник Великой Отечественной войны. Вернулся с фронта весь израненный. Раны были и на спине, и на груди. С отцом я был очень близок. Наверное, эта боль, которую он перенес, повлияла на меня при выборе профессии, — говорит Александр Акимович.
Сельский врач
После института Дюжикова назначили на должность главного врача и хирурга в Верхне-Соленовской участковой больнице Багаевского района. Там, в больнице, где было всего 75 коек, Дюжикову приходилось проводить сложные операции, принимать роды и вырывать зубы.
— Вместе со мной работали еще два врача. Когда я только приехал в хутор, в больнице не было даже телефона. Санавиацию вызывали с почты. Не было генератора. Его поставили позже, после одного примечательного случая, — продолжает Александр Акимович.
Дюжиков признается, что некоторые даже не верят в эту историю. Уж слишком ситуация напоминает сцену из сериала про врачей.
Так вот, была обычная рядовая операция по удалению аппендицита. Вечерело. Пациента завезли в операционную, и вдруг отключили свет. Везде. В операционной в том числе.
— Я попросил сотрудников срочно звонить в гараж. Через 15 минут больницу окружили 30 машин с включенными фарами. Пациенту провели операцию, после этого у нас появилось аварийное освещение. А вообще люди были очень отзывчивыми, — говорит профессор.
В сельской больнице Дюжиков трудился два года.
Кардиоцентр
В Ростове Александр Акимович работает с 1972 года. Тогда же он начал заниматься сосудистой и сердечной хирургией.
— Тогда не было даже специальности «сосудистый хирург». И не потому, что не было талантливых людей, просто отсутствовали те технологии, какие есть сейчас, — продолжает профессор.
Неизвестно, как сложилась бы судьба тысяч людей, не выбери Александр Акимович именно это направление. В 1980 году Дюжиков организовал и возглавил Ростовский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии. А уже через два года медицинское сообщество затаило дыхание — на Дону впервые сделана операция с искусственным кровообращением. Александр Дюжиков проводил ее вместе с академиком Владимиром Бураковским.
После этого Александр Дюжиков провел тысячи сложнейших операций. Профессор по 20 часов кряду стоял за операционным столом. Оперировал и крошечные сердца новорожденных с тончайшими сосудами. Спасал молодых людей и стариков, полностью останавливая работу сердца и мозга и подключая людей к аппарату искусственного кровообращения.
Всех спасенных пациентов вспомнить невозможно, но одну операцию Дюжиков запомнил навсегда. 4 ноября 1982 года на Дону впервые прооперировали мальчика с тяжелейшим пороком сердца.
Черно-белая фотография спасенного ребенка, который сидит на коленках у врача и смотрит в распахнутое окно, по сей день висит в кабинете у профессора. А рядом — другой снимок: Владимир Путин вручает Александру Дюжикову награду.
Сейчас в Ростовской областной клинической больнице выполняется 5,5 тысячи операций в год взрослым и детям при заболеваниях и повреждениях сердца и сосудов. В том числе более двух тысяч — по неотложным показаниям.
— Но самая сложная операция еще впереди, — говорит Александр Акимович. — В областной больнице готовятся пересадить сердце. Это не секрет, мы получили лицензию на проведение такой операции. Первая операция должна состояться в текущем году.
Кстати, профессор уверен, что будущее за неинвазивными операциям.
— Будущее сердечно-сосудистой хирургии за неинвазивными операциями. Думаю, придем к тому, что восстанавливать функцию коронарных артерий и протезировать клапаны будем путем рентгенхирургических вмешательств, — уверен Александр Дюжиков.
Анна Шиляева
Фото: Евгений Березкин