Подростковые «группы смерти» в соцсетях – тревожная примета времени. Несмотря на последние смертельные случаи и просто опасные проявления, деструктивный смысл «игр» еще не всем очевиден, особенно родителям детей и подростков. 161.ru предлагает ответы экспертов на самые острые вопросы о детских «играх» со смертью.
Участники круглого стола
– Почему подростки играют в суицид?
Заведующая стационаром ЛРНЦ Феникс Ольга Збарская
Ольга Збарская, заведующая стационаром ЛРНЦ «Феникс»:
– На определенном этапе ребенок проходит стадию отрицания своих родителей, их авторитетов, моральных догм, правил поведения. Это возраст от 12 до 19 лет, когда человек перестает ощущать себя частью своей семьи и начинает искать свое место в обществе. Отсюда чувство одиночества, ему кажется, что его не понимают родители, сверстники. Проявляется ряд реакций, например, реакция эмансипации (отказ от моральных догм), реакция группирования со сверстниками (очень важная в формировании посещения подобных групп), попытка найти себе подобных, обособиться с ними, изобрести свой собственный язык, свою манеру одеваться, свои символы, определенные этапы посвящения. Как в этих суицидальных группах.
Куратор Молодежного телефона доверия Ольга Хмелевская
Ольга Хмелевская, куратор молодежного телефона доверия:
– Нам звонят дети от десяти лет, которые спрашивают, что это за группы такие, о которых они слышали в школе. Они интересуются, вступать ли им в них? Мы стараемся быть для подростков взрослым другом, который имеет свой опыт переживания различных ситуаций и может помочь советом. Звонят и родственники подростков, вступивших в такие группы. Мы даем им рекомендации, как им быть теперь.
– Как определить, что подросток «играет» в «группе смерти»?
Психологи дают советы:
он состоит в группах, содержащих в названии надписи со словами о китах, раннем пробуждении, тихом доме и некоей игре;
подросток не высыпается, даже если рано ложится спать;
закрыл на своей странице во «ВКонтакте» доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «Разбуди меня в 4:20», «Я в игре»;
переписывается в мессенджерах с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
– В ответе ли за это школа?
Федеральный координатор молодежного парламента при Госдуме в ЮФО Константин Васильцов
Константин Васильцов, заместитель председателя Молодежного парламента Ростовской области:
– Я сам работал в школе и знаю, какая нагрузка сейчас у педагогов. Мы хотели, чтобы учителя проходили некий курс повышения квалификации по изучению этих суицидальных групп, но вешать на учителей ответственность за суициды нельзя. Я пошел в школу поговорить об этих группах – все знают, все обсуждают. Но столкнулся с тем, что чем больше мы говорим об этом, тем больше детям хочется это попробовать. Вот так прийти и сказать «не играйте в "синего кита"» мы не можем. Даже те, кто не знает, зайдут в Интернет и посмотрят.
Ольга Збарская:
– Школа не может на себя взять функции семьи, также как и семья не может контролировать ребенка, пока он находится в школе. Задача педагога, если он заметил что-то, – поставить в известность родителей, настоять на принятии каких-то мер. Это несложно – есть родительские собрания. Влияние на поведение ребенка оказывается по трем направлениям – семья, школа, информационная среда. На начальном этапе морально-этическую базу ребенка формирует семья. Если ребенок привык делиться с родителями своими переживаниями, видит заинтересованность в семье, он своими проблемами будет делиться не с группой в Интернете, а с семьей. Школа отвечает за патриотическое и культурное воспитание.
– Можно ли привлечь администраторов суицидальных групп к ответу?
В ноябре 2016 года в Московской области задержали администратора одной из «групп смерти» в социальной сети «ВКонтакте», которая склоняла к суициду подростков (всего пострадали около 20 подростков), Филиппа Будейкина. В группах пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей.
Константин Васильцов:
– По действующему УК этот человек может отделаться условным сроком либо вообще избежать ответственности. Поэтому в Госдуме хотят принять поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за склонение к суициду (сейчас есть только статья «Доведение до самоубийства»). Сложность в том, чтобы доказать, что именно этот человек и есть организатор группы, а не кто-то другой, который прикрывается чужим именем.
– Как технически не допустить участие детей в «группах смерти»?
Руководитель группы маркетинга ПАО «Ростелеком» в Ростове Виталий Донских
Виталий Донских, руководитель группы маркетинга ПАО «Ростелеком» в Ростове:
– Данные открытых аналитических исследований, посвященные сегментированию аудитории пользователей Интернета, позволяют понять проблему изнутри.
Вот только некоторые из цифр. Около 50% детей трехлетнего возраста самостоятельно пользуются Интернетом. Порой им доступен абсолютно любой контент. А 80% детей от 9 до 16 лет пользуются Интернетом в «полевых условиях» (с помощью гаджетов).
При этом удивляет реактивность старшего поколения: всего лишь 25% родителей предполагают наличие неких угроз со стороны Всемирной паутины и только 18% подробно интересуются тем, чем занимается их ребенок в Интернете.
Поэтому основная задача неравнодушных – поднимать эту проблему в СМИ и доносить ее прежде всего до родителей. Бесконтрольный детский интернет-серфинг – это проблема.
В помощь родителям – технологические наработки, позволяющие такой контроль осуществлять. Например, услуга «Ребенок в доме» позволяет контролировать активность ребенка в Интернете. Можно сформировать так называемый «белый список» сайтов, к которым ребенок будет иметь доступ. Можно поставить контент-фильтрацию.
Приложение Safe Kids от «Лаборатории Касперского», кроме перечисленных выше функций, поможет в режиме реального времени узнать, где находится ребенок. Вы можете задать периметр на карте, в пределах которого ребенку следует быть в определенный период времени, и, если он покинет безопасный периметр, вы получите онлайн-уведомление.
Но у каждой медали есть обратная сторона. Контроль за действиями ребенка в SMM-сообществе возможно только с согласия самого ребенка. А убедить ребенка в необходимости контроля можно только одним способом – его нужно искренне любить.
Начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Ирина Кирмасова
Ирина Кирмасова, представитель Роскомнадзора по Ростовской области:
– Существует порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Порядок определен статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с этим законом распространение информации о способах совершения самоубийства и призывах к самоубийству запрещено. На официальном сайте Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru) в электронном виде размещена форма для приема обращений о наличии в сети «Интернет» запрещенной информации. Обращение может заполнить любой желающий. Если информация будет признана запрещенной, то доступ к ней будет ограничен. Решение принимает соответствующий орган. Например, по «самоубийствам» - Роспотребнадзор.
– Нужно ли запрещать упоминания о самоубийствах в СМИ?
Ирина Кирмасова:
– Информация о самоубийствах может быть информацией, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью. Распространение такой информации среди детей ограничено 436 Федеральным законом. С целью ограничения доступа детей к такой информации СМИ должны обозначать ее знаками информационной продукции, например, 16+, 12+.
– Что нужно, чтобы подросток не участвовал в «группах смерти»?
Заместитель директора филиала ЭР-Телеком Холдинг в Ростове Илина Кан
Илина Кан, заместитель директора филиала в Ростове, директор по B2C АО «ЭР-Телеком Холдинг»:
– Должен быть контроль за действиями детей в Интернете, но основанный на доверии между родителями и детьми. Я сама установила сервис, который позволяет контролировать действия моего ребенка в сети в режиме онлайн, своевременно присылать мне на почту информацию о том, на какой ресурс хотел зайти ребенок в Интернете, а также просматривать статистику за период. Мои дети знают, что я в курсе всех действий, а также знают об ограничении во времени использования Интернета. Мы договорились с ними об этом, я объяснила, что это нужно для их же безопасности. Нельзя запрещать, нужно грамотно направлять интерес подростка к познанию мира и себя в соответствии с возрастом.
Ольга Збарская:
– Нужно общаться с подростком, чаще проводить время с детьми. Семья, школа, общество, а точнее, инфосфера – это то, что влияет на него в первую очередь. Также нужно разработать инструкцию для подростков – куда он еще может обратиться по своим проблемам, кроме телефона доверия и школы. Если родитель не стал авторитетом, то ему нужен человек, к которому тот может прийти с вопросами.
Виталий Донских:
– Важно воспитывать ребенка внутренне свободным, то есть способным самостоятельно мыслить и критически оценивать внешний мир.
Фото: Фото Евгения Березкина и Александра Кузьмина, видео Александра Кузьмина