Ростовчане стали обдуманней и экономнее подходить к покупкам. Это касается не только расходов семейного бюджета, но и отношения к качеству товара. Например, покупатели чаще, чем раньше, изучают информацию на этикетках товаров и избегают мест несанкционированной торговли. К таким выводам пришли авторы исследования «Потребительское поведение жителей Ростовской области: предпочтения, факторы выбора, правовая культура в сфере защиты прав потребителей».
Исследование проводилось сотрудниками Института социологии и регионоведения ЮФУ совместно с департаментом потребрынка Ростовской области. В опросе приняли участие более 1500 жителей региона. Им было предложено ответить на 35 вопросов специально разработанной анкеты, включающей оценку факторов, влияющих на потребительское поведение, оценку потребительских предпочтений, в том числе в условиях импортозамещения.
«Сразу стоит отметить, что только 15% опрошенных признались, что они вообще не экономят, остальные поделились своими соображениями по поводу того, где выгодней покупать товары. Лидирующие места здесь заняли магазины у дома и супермаркеты. Причем магазины шаговой доступности в этом году оказались даже более предпочтительны. Это связано с тем, что, приходя в супермаркет со списком покупок, потребители зачастую делают гораздо больше покупок, чем планировали изначально, а потом сожалеют об этом», – говорит руководитель департамента потребрынка Ростовской области Ирина Теларова.
В сравнении с прошлыми годами жители Ростовской области стали более ответственно относиться к своим приобретениям. Они активно изучают информацию на этикетках товаров, разбираются в специальных терминах и маркировках, не гонятся за дешевизной. Доверяют сведениям на упаковке, согласно опросу, 65% респондентов. О повышении уровня потребительской культуры, по мнению авторов исследования, свидетельствует и рост интернет-торговли. 55% жителей донского региона так или иначе сталкивались с покупкой товаров и услуг в Сети. Их привлекают низкие цены, широкий выбор товаров в сравнении с ассортиментом магазинов, а также отсутствие очередей.
Еще один способ экономить, по мнению ростовчан, участие в различных ярмарках, организуемых в городе. Впрочем, посещают их в основном люди старшего поколения. Для молодежи это, скорее, элемент фольклора, вызывающий ассоциации с народными гуляниями и другими подобными вещами. По мнению замдиректора Института социологии и регионоведения ЮФУ Антона Серикова, предстоит приложить немало усилий, чтобы заинтересовать молодых людей таким форматом торговли.
Отдельно исследователи коснулись темы импортозамещения в Ростовской области. Первый вопрос, который был задан участникам опроса: «Справились ли местные производители с этой проблемой?» Положительно ответили на него 59% опрошенных, и только 7% – однозначно отрицательно. Легче всего ростовчане смогут отказаться от импортного мяса, молочных продуктов, включая сыры, и мебели. Болезненней всего они перенесут отказ от зарубежных автомобилей, техники и бытовой химии.
«Большую часть населения вообще не интересует, где производится та или иная продукция. Среди тех, кто задумывается об этом, в два раза больше людей, склонных к потребительскому патриотизму, то есть они сознательно выбирают товары отечественных производителей. Более того, мы обратили внимание, что геополитические изменения довольно сильно влияют на потребительские предпочтения. В этом году упала оценка качества товаров США, стран ЕС и Турции. Напротив, выросли Белоруссия, Китай и Россия. Украинские товары, кстати, по-прежнему пользуются доверием покупателей», – говорит Сериков.
Напомним, исследование проводится четвертый год подряд. По словам Ирины Теларовой, такие опросы помогают лучше понять предпочтения потребителей и найти узкие места в сфере защиты прав потребителей. Собранными данными департамент планирует поделиться с представителями городского бизнес-сообщества.
«Кроме того, это стимул для многих компаний повысить качество предоставляемых услуг и товаров», – пояснила Ирина Теларова.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com