Южный федеральный округ лидирует по количеству нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) – таковы предварительные результаты мониторинга, проведенного активистами Общероссийского народного фронта. Из 58 проверенных страховых компаний в ЮФО нарушения выявлены у 38.
В Ростовской области мониторинг проводился в Таганроге, Ростове-на-Дону, Шахтах, Азове, Новошахтинске, Зверево, Новочеркасске, Батайске, Красном Сулине, Волгодонске и Аксае. Всего было проверено 13 компаний, в девяти из них в результате выявлены нарушения. Еще три компании прекратили работать с ОСАГО в регионе. Как пояснили в ОНФ, основным источником информации при мониторинге стал анализ официальных сайтов страховых компаний, общение с их сотрудниками по телефону и контрольные закупки по принципу «тайный покупатель». Кроме того, сведения «фронтовикам» предоставляли граждане, недовольные качеством работы страховщиков.
Среди наиболее распространенных нарушений – длинные очереди за полисами, отсутствие бланков, навязывание дополнительных услуг, намеренное затягивание процедуры продажи, а также проблемы с получением компенсации при возникновении страхового случая.
«В Ростовской области сегодня действуют порядка 20 представителей федеральных страховых компаний, и у каждой свои требования. В офисах "Росгосстраха", к примеру, выдают около десяти полисов, однако там мы обнаружили ежедневную очередь по 300 человек. В СОГАЗе запись за десять дней вперед, и страхуют только сотрудников предприятий-партнеров; в ВСК страхуют только своих клиентов и с допуслугами. Аналогичный подход используют в "ВТБ-Страховании". В "Альфа-Страховании" откликаются на обращения только юрлиц, для рядовых граждан услуга недоступна; а в "РЕСО-Гарантии" в страховании отказывают под разными предлогами. Отдельное внимание наши активисты обратили на компанию "Уралсиб", которая закрыла все офисы по выдаче ОСАГО», – прокомментировал ситуацию руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Алексей Иванов.
По мнению экспертов ОНФ, проблема нарушений прав потребителей в сфере автострахования носит общероссийский характер. Из 70 участвовавших в мониторинге регионов они были выявлены в 52. Лидирующие позиции в этом списке занимает Южный федеральный округ: Ростовская область, Краснодарский край и Адыгея. Из 58 проверенных субъектов страхового дела признаки нарушений там обнаружены у 38 (66%).
Эксперты ОНФ в Ростовской области считают, что одним из вариантов решения проблемы должно стать ужесточение ответственности страховщиков.
«Получив лицензию на автострахование, компании не имеют право отказывать клиентам в выдаче документа. Поэтому при отказе в продаже полисов или навязывании дополнительных услуг мы предлагаем установить административную ответственность для страховых компаний и рядовых сотрудников от каждого обращения автовладельца, которому отказали или навязали дополнительную услугу», – заявил Иванов.
Он также добавил, что в ближайшее время страховщиков необходимо обязать предоставлять электронные полисы ОСАГО. «Данный формат обеспечит доступность, простоту и качество услуги. Ведь если ОСАГО – обязательное требование для автовладельцев, то должны быть созданы и условия для его исполнения», – заключил эксперт ОНФ.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com