Обнаружены тела всех трех ростовских дайверов, которые пропали 29 августа в акватории порта Новороссийска. Погружение к линкору «Свободная Россия» унесло жизни опытного инструктора по подводному плаванию Юрия Харьковского, его ученика, прокурора Цимлянского района Романа Калмыкова и руководителя одного из подразделений "Ростсельмаша" Сергея Шевякова.
О пропаже троих дайверов из Ростова-на-Дону в акватории порта Новороссийск стало известно ранним утром 30 августа. По данным Южного Регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, в ночь на воскресенье спасателям поступило письмо от жены одного из ростовчан с просьбой оказать содействие в поисках мужа и его друзей.
«29 августа они выполняли водолазные спуски на месте, где в 1918 году затонул линкор «Свободная Россия». Спустя четыре часа, как сообщают их коллеги-аквалангисты, на поверхность дайверы не всплыли», – рассказали в ЮРПСО.
На место происшествия первые спасатели прибыли в 5:10 утра воскресенья, с 13:00 на глубине от 40 до 60 метров, где покоится линкор, начали работать водолазы. Однако уже в 17:30 подводные работы пришлось приостановить из-за усиления ветра и ухудшения видимости.
Участники операции вернулись в море в 8:00 понедельника, водолазные спуски шли 12 часов – до 20:00. В это время в одном из дальних отсеков линкора обнаружены тела двоих пропавших. По имеющейся информации, это были Юрий Харьковский и Роман Калмыков.
Тело третьего дайвера удалось обнаружить лишь сегодня – Сергея Шевякова нашли в том же отсеке, расположенном на глубине порядка 30 метров, но на уровень выше.
Группу, в которой были два аквалангиста-любителя - 39-летний ростсельмашевец Сергей Шевяков (его имя стало известно только сегодня) и прокурор Цимлянского района, 36-летний Роман Калмыков, вел один из лучших в РФ инструкторов Юрий Харьковский.
«Юра – очень увлеченный дайвингом человек, сохранивший преданность своему увлечению, ставшему теперь его профессией. Ещё в советский период Юрий успел стать инструктором ДОСААФа по подводному плаванию. И потом, уже получив два высших образования (инженера-механика и экономиста) Юра все равно возвращается к своему любимому увлечению – дайвингу. Сейчас он уже профессионал PADI – OWSI, проводит обучение всех уровней сложности», – такая характеристика размещена на сайте ростовского дайв-центра «Аква-Дон», где работал погибший.
В его смерть, судя по комментариям на странице Юрия в соцсетях, не верили и не хотели верить до последнего. Почему погружение оказалось смертельным, сейчас выясняет следствие. Еще накануне Следственное управление СКР по Краснодарскому краю начало проверку.
«Следствием проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление обстоятельств произошедшего события. По окончании проверки будет принято процессуальное решение», – говорится в официальном сообщении кубанского следствия для СМИ.
Местное информагентство «Черноморье» нашло фактически очевидцев последнего погружения ростовчан. На месте событий находился руководитель геленджикского дайвинг-клуба «Морской кот» Сергей Баранник. Он рассказал, что погодные условиях в тот день были нормальными. Погибшие, судя по всему, решили не органичиваться поверхностным осмотром затопленного в 1918 году судна (запасные баллоны с воздухом нашли на дне рядом с линкором), а зайти внутрь.
«Если бы по плану был местный осмотр, то они таскали бы баллоны за собой и с ними поднимались бы по ходовику. Всего было две группы. Одна группа должна была осмотреть условия и сообщить второй группе. Однако вторая группа не дождалась первую. Когда члены первой группы, возвращаясь, подошли к стационарному концу, они увидели баллоны второй группы, которые были пристегнуты внизу. Соответственно, они поняли, что вторая группа не стала их дожидаться. Поднялись наверх, выждали время по запасу газа, их нет. Выждали еще аварийное время, и тогда уже поняли, что случилось что-то неправильное. Как раз в это время мы вернулись на место», – вспоминает Сергей Баранник.
Линейный корабль, в отсеках которого погибли ростовчане, сошел со стапелей летом 1914 года. Первоначально названный «Екатерина II» в память о первом черноморском броненосце, линкор был при зачислении в действующий состав флота переименован в «Императрица Екатерина Великая». В апреле 1917 года корабль получил третье и последнее название – «Свободная Россия». А спустя год был затоплен в Новороссийске – советское правительство пошло на такой шаг, чтобы не допустить захвата военного корабля немцами. Линкор сильно разрушен после подрыва боезапаса в 30-е годы ХХ века, но является популярным объектом исследования для дайверов.
Фото: Фото ЮРПСО, со страницы Юрия Харьковского в соцсетях и из Википедии