За безопасностью полетов в действующем аэропорту Ростова-на-Дону будут следить два новых пернатых сотрудника. Сокол-балобан и ястреб-тетеревятник совсем скоро пройдут обучение и вольются в уже имеющийся крылатый коллектив. Ежедневно крылатые хищники будут отпугивать голубей, чаек и ворон со взлетно-посадочной полосы. Как проходят тренировки воздушного отряда, увидел корреспондент 161.ru.
О работе этих пернатых хищников знают совсем не многие. Орел-беркут, два сокола-сапсана, сокол-балобан и ястреб-перепелятник уже несколько лет являются сотрудниками орнитологической службы в воздушной гавани Ростова. Они отвечают за безопасность полетов, отгоняя птиц и мелких млекопитающих со взлетно-посадочной полосы. Теперь эту команду пополнили еще два сотрудника. На дежурство они пока не заступили: проходят адаптацию и оценку способностей. Начальник пернатого отряда, специалист по ловчим птицам Андрей Попов, поясняет: далеко не каждая птица способна к такой работе.
«Сейчас я посмотрю на них, и если они не будут способны для работы в аэропорту, то я их поменяю. Сокольники так говорят: из десяти птиц только одна работает. Рассмотреть сразу способности практически невозможно. Тем более я тренирую птиц с тем условием, чтобы они отпугивали и возвращались назад», – рассказал Андрей Попов.
По словам специалиста, научить хищную птицу отпугиванию очень сложно – все равно она рвется на волю. В итоге Андрею приходится отлавливать подопечных в городе, а то и за сотни километров. Так, один сокол во время погони за добычей улетел в станицу Кущевскую. Найти его удалось с помощью специального датчика-антенны.
«Когда я сюда пришел работать, то потерял сразу пять ловчих птиц. Те птицы, которые были обучены для соколиной охоты, здесь не подошли совершенно. Здесь другая методика: нужно не ловить, а отпугивать. Как правило, когда птицы гонятся за грачом или голубем, они выходят за территорию аэропорта», – отметил начальник пернатого отряда.
За время работы Андрей успел выучить характер своих сотрудников. Поэтому и клички у них говорящие. Коварная Матильда, самка сокола-балобана, так и норовит укусить своего начальника. Кроме того, Матильда очень агрессивна и не любит, когда добыча оказывает ей сопротивление. По словам Андрея, в эти моменты птица впадает в настоящую истерику и может прокусить жертве череп. Более благородное поведение у сокола-сапсана по кличке Бугатти.
«Сокол благородно убивает. Когда он хватает добычу, то у него на верхнем клюве есть два зуба. Ими он перекусывает шею и шейный позвонок, чтобы не бороться и не испортить себе оперение. Пока он жертву не убьет, он ее не ест», – рассказывает Андрей Попов.
Свои отношения с подопечными он называет идиллией. Хотя и своеобразной: Андрей Попов констатирует, что эти аристократы неба считают его своим слугой и отчасти поэтому смотрят на него благосклонно. Слушается начальника и пятикилограммовый орел-беркут по кличке Тамерлан. В орнитологической службе на него возложили особую задачу: отпугивать со взлетно-посадочной полосы кошек и собак. Незваные гости боятся Тамерлана, как огня. Но в основном пернатым сотрудникам приходится бороться с чайками и голубями.
«Когда проходит дождь, взлетная полоса блестит, как водная поверхность. Чайки сидят на ней и просто отдыхают. Поэтому мне пришлось соколов притравить на чаек, и они сейчас очень активно их отгоняют», – приводит пример Андрей Попов.
В орнитологической службе донского аэропорта есть и техника. В основном для отпугивания применяется трансляция криков тревоги и бедствия, издаваемых различными видами птиц. Такие приборы располагаются вблизи взлетно-посадочной полосы и на автомобиле, который периодически патрулирует территорию. Также в борьбе с пернатыми применяются оптические устройства, отражающие солнечные лучи, и звуковой имитатор оружейной стрельбы.
Однако технического обеспечения для отпугивания птиц недостаточно. По мнению Андрея Попова, к звуковым имитациям птицы быстро привыкают. Если идет звук, но нет подтверждения реального хищника, они быстро адаптируются и перестают на него реагировать. В таком случае работа небесных аристократов просто незаменима. А эффект от работы пернатого отряда очевиден.
«Птица при скорости самолета, даже если она летит в попутном направлении, представляет угрозу в качестве обычного механического объекта. А если попадание происходит в двигатель, то это может привести к очень серьезным последствиям. Поэтому в нашем аэропорту представлен весь спектр необходимых технических средств. Результат виден, можно заметить, что птиц вокруг нет», – сообщил ведущий инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Алексей Забашта.
Служба в воздушном отряде в среднем продолжается два–три года – «бойцы», к сожалению, очень подвержены инфекциям, которые переносят городские птицы. Поэтому новичков набирают довольно часто. В ближайших планах орнитологической службы – взять на работу филина, который будет отпугивать птиц во время ночных рейсов.
Видеосюжет о пернатых сотрудниках донского аэропорта смотрите на 161.ru.
Фото: Фото и видео автора