По преданию, Америка названа в честь путешественника Америго Веспуччи. В свою очередь, путешественник получил свое имя в честь святого Эмерика, день памяти которого приходится на 4 ноября. Этот святой был сыном венгерского короля, а также носил титул… герцога Русской марки. Долго ли, коротко ли, а постепенно это упоминание в «Житии Конрада, архиепископа Зальцбургского» привело ряд историков к мысли о существовании особой Дунайской Руси.
Пределы той Руси представляются сейчас довольно смутно, переписчик XVII века обозначал их следующим образом: «И не токмо моравы, чехи, козари, хорваты, сербы, болгары, ляхи и земля Мунтаньская, вся Далмация и Диоклития, и волохи быша Русь». Естественно, проверить это затруднительно.
Существовали и другие Руси. Например, на южном берегу Балтийского моря. На карте севера Германии и Польши и сейчас можно найти три населенных пункта с названием Россов (один чуть северней Берлина), также три Русинова и один Руссов. Местные русы были довольно круты. Согласно саге о Тидреке Бернском, русский конунг позволял себе такие заявления: «Нам кажется удивительным, что конунг Аттила так смел, что дерзает просить руки нашей дочери, ибо он взял с боя наше царство, от этого он возгордился. А отец его Озид был незначительным конунгом, и род его не так знатен, как были русские люди, наши родичи» (почти что Мюнхенская речь). Есть мнение, что Рюрик именно из этих мест.
Еще имелось Русское воеводство в составе Польши. Образовалось оно на месте Русского королевства, то есть бывшего Галицко-Волынского княжества, а столицей воеводства был город… Львов. Тот самый, про который пропагандисты нам рассказывали, что там живет какой-то отдельный народ, который ненавидит русских и даже генетически отличен, по мнению уважаемого О.А. Матвейчева. Любопытно, что сын главы Русского воеводства Станислав Жолкевский-младший являлся тем самым командующим польским войском, которое в 1610 году вошло в Москву. Кстати, сей Жолкевский являлся в тот период воеводой… киевским. А воевал в его войске отец Богдана Хмельницкого.
И так получилось, что 4 ноября является не только днем почитания святого Эмерика, но и государственным праздником РФ – днем освобождения Москвы от поляков. Если вспомнить, что в составе Польши в то время находились также Белоруссия и Украина, если учесть, что на название Руси претендовала вовсе не одна только Москва (о чем сказано выше), то приходится признать, что в ранг важного государственного события возведена обычная братская междоусобица.
Чтобы придать значимости отмечаемому 4 ноября, полякам 1612 года приписывается план обращения Московской Руси в католичество. Ах, эти коварные поляки! Только есть один вопрос. То, что у православных греков принято называть ставросом, у русских называется крестом – от немецкого «крейц», которое от латинского «Кристос». Православный греческий бомос именуется у русских православных алтарем – от латинского «алтариа». Вместо иерея в русском языке фигурирует поп – от верхненемецкого «паппе», которое от латинского «папа». Церковь у православных греков положено называть экклезией, еретика – гетеродоксом, а поганого – этникоем. Православные русские называют церковь от латинского «циркус», поганых от латинского названия язычников.
Почему православные русские заимствовали основные церковные термины у католиков? Возможно, русские были не совсем православными? Именно, о чем и заявил патриарх Никон в 1650-х годах, что в свою очередь повлекло знаменитый Раскол. И кто же тогда больше враг, Жолкевский-младший и Хмельницкий-старший или Никон? Не знаю, как это охарактеризовать. Возможно, черномырдинским «хотели, как лучше». Когда 10 лет назад было принято решение забыть как страшный сон праздник 7 ноября, как якобы раскалывающий общество, вместо него придумали праздник, раскалывающий братские народы.
Может быть, лучше вернуть 7 ноября, как зимнее время недавно? Французы вот празднуют день взятия Бастилии и не считают, что это кого-то раскалывает. Да и у нас ведь все неоднозначно было. Например, в ходе штурма Зимнего дворца большевиками среди прочих членов Временного правительства был арестован исполнявший обязанности военного министра генерал от артиллерии Алексей Алексеевич Маниковский. Карьера этого военного резко пошла в гору в 1915 году, когда он возглавил Главное артиллерийское управление Русской императорской армии.
1915 год был самым тяжелым периодом участия России в Первой мировой войне, когда оказалось, что предвоенные расчеты по нормам расхода снарядов оказались заниженными, и возник дефицит боеприпасов. Снаряды для России поставляла Англия, однако и там плановики ошиблись в расчетах, поэтому производственные мощности могли покрыть потребности только британской армии, на Россию уже не хватало. Русская артиллерия замолчала, что стало причиной тяжелых территориальных потерь. В этих условиях одним из самых главных постов в империи оказалась должность Маниковского (а не только Распутина) – и он блестяще справился! В короткие сроки в России был организован собственный выпуск боеприпасов, и уже в следующем году русская армия могла позволить себе совершить Брусиловский прорыв.
Итак, Маниковский арестован большевиками. Царский генерал, да еще и военный министр – казалось бы, рафинированный враг! Правда, министров вскоре выпустили под честное слово, в том числе и Маниковского, но менее чем через месяц его вновь арестовывают, вместе с начальником Генштаба – обвинен в ведении переговоров, направленных против Советской власти. Время тревожное, только что подавлен мятеж Краснова, профсоюз железнодорожников ставит ультиматумы правительству. По законам жанра, генерала тут бы и подвергнуть исключительной мере социальной защиты, а Никите Михалкову снять душещипательный фильм. Но с фильмом не получится. Потому что Маниковский стал… одним из организаторов Рабоче-Крестьянской Красной Армии. И занял в ней такой же пост, что занимал и при царе, начальника Артиллерийского управления.
В истории часто тяжело отличить мифы от реальности. Однако нам всем повезло в том, что история творится на наших глазах. Сейчас на Донбассе, например. Пример показывает, как происходят революции: сначала шумиха, затем неразбериха. Так же было и в 1917-м. Лет через 10 и победители, и побежденные напишут «правильную» историю. Стройную, логичную. Каждая сторона свою. И в зависимости от того, в каком статусе будет существовать в тот момент Украина, не исключено появление какого-нибудь важного государственного праздника.
Предыдущие записи автора:
В России живут миллионы лишних
Постиндустриализм – это вам не водку пить