Виктор Янукович на пресс-конференции в пятницу в Ростове-на-Дону заявил, что не желает зла Юлии Тимошенко. В ходе почти полуторачасовой беседы он рассказал, как попал в Россию и Ростов-на-Дону, почему покинул Украину и когда собирается вернуться на родину. 161.ru вел текстовую трансляцию из зала, где проходила пресс-конференция.
Напомним, накануне стало известно, что объявленный в розыск по подозрению в причастности к массовым убийствам Виктор Янукович прибыл в Ростов-на-Дону. Самолет с VIP-гостем приземлился на военном аэродроме около 22:00 четверга. Практически сразу же появилась информация о том, что Виктор Янукович намерен встретиться с ростовскими журналистами.
За несколько часов до прибытия в Ростов-на-Дону Виктор Янукович обратился к народу Украины с заявлением о том, что считает себя законным президентом. «Все, что происходит сейчас в Верховной Раде Украины, не имеет легитимного характера», – сказал Янукович, попросив у российских властей защиты.
Между тем сегодня пресс-служба Генпрокуратуры Украины заявила о том, что готовит прошение об экстрадиции «объявленного в международный розыск гражданина Украины Виктора Януковича в случае официального подтверждения информации о его пребывании на территории РФ». В Генпрокуратуре напомнили, что Янукович проходит по стартовавшему 25 февраля расследованию преступлений, которые организовали высокопоставленные чиновники во время массовых акций протеста на Майдане. Суд санкционировал задержание Януковича и его взятие под стражу, говорится в официальном сообщении пресс-службы Генпрокуратуры Украины.
Место проведения пресс-конференции Виктора Януковича, в отличие от времени проведения (17:00) в Ростове-на-Дону, сохранялось в тайне и было названо только за несколько часов до самого мероприятия. Повышенные меры безопасности сегодня могли наблюдать студенты ДГТУ, им даже «из-за Януковича» сократили занятия, однако в итоге организаторы остановились на залах офисного центра «Аметист».
По предварительным данным, на разговор с журналистами у Януковича был запланирован час.
18:20. Заключительное слово
– Я хочу обратиться к так называемой власти. Опомнитесь и прекратите эти бесчинства, будете за это нести ответственность. Конец уже ясен: никогда народ Украины не согласится жить с вами в такой стране. Уйдите и не допускайте еще большего беззакония.
Одновременно хочу обратиться ко всему народу Украины.
Первое. Хочу попросить прощения у всех, кто пострадал и страдает.
Второе. Я все, что смогу сделать, буду делать до конца жизни, чтобы быть с народом Украины. Не с подонками этими, националистами и бандеровцами, а с народом Украины. Для меня всегда будет дорога жизнь тех, кто ушли. Если бы я был на Украине, я бы поклонился каждому. Я уверен, что для нынешней власти не существует украинского народа – это щепки. Но правда обязательно восторжествует.
18:18 Вопрос о чудесах Межигорья: хоромах, зоопарках, раритетных машинах
– Я являюсь владельцем дома в 620 квадратных метров. Я живут там с 1999 года. После того, как на меня было покушение, президент Кучма предложил останавливаться в Киеве на закрытой территории. Были потом два указа Кучмы и указ Ющенко о том, что дом передали мне в вечное пользование. Но он был на балансе госуправления делами.
Дом был очень старый, я его начал ремонтировать. Новая власть попыталась меня выселить, но в итоге поступило предложение, чтобы я его купил. И я за этот дом заплатил своими деньгами – продал все и заплатил 3,2 миллиона долларов за этот дом.
Под ним всегда было 1,7 га земли. Все остальное, что там есть – мне не принадлежит. Я арендовал часть помещений для того, чтобы выполнять функции главы государства. Все, что показывали – это красивые картинки, у которых есть собственники, и вы их скоро узнаете – собственность не является украинской. Все разговоры о том, что мой старший сын владелец этого – это придумали уже сейчас, на ходу. Вся иллюстрация, которая была сделана по моей дискредитации – это такой политический трюк. Все, что касается денег и собственности за рубежом – у меня никогда собственности и счетов за рубежом не было. Я публичный человек. Все, что у меня было, было задекларировано и было на моих счетах.
18:13. Про восток Украины.
Пока люди работают, пока заняты и получают зарплату, они никуда не пойдут. Но как только остановятся заводы, люди останутся без средств, поднимается Восточная Украина, поднимется Донбасс, и я не завидую никому, что попадет под эту рабочую руку.
18:10.
Новый вопрос о том, признает ли РФ президентом Януковича – новый ответ о том, что встречи с Путиным не было, и только на встрече будут ответы на эти вопросы. Вопрос, каких действий Янукович ждет от России, он назвал некорректным, хотя и отметил, что Россия «не может стоять в стороне от судьбы такого крупного соседа и партнера и использовать все возможности, чтобы предотвратить хаос».
При этом Янукович подчеркнул, что против вторжения.
18:00.
– Сдадитесь ли вы Гааге?
– Сначала должно пройти независимое расследование. После этого можно будет говорить о каких-то судах. Я бы предпочел поэтому на эти вопросы не отвечать. Скажу так: я уверен в том, что пройдет время, и восторжествует правда, и ее будут знать все. Сейчас идет ужасное театрализованное представление с участием боевиков и их организаторов. Сценарий писался не на Украине.
17:59.
– Я не приемлю никаких способов урегулирования вопроса, кроме мирных. Ни одна власть ни стоит капли крови. Я никогда не отдавал никаких приказов милиции стрелять. Они были безоружны до последнего момента, когда в них не начали стрелять. И милиция по закону имеет право на самооборону. Я вспоминаю 2004 год, когда была аналогичная ситуация, приехали мои сторонники, порядка 40 тысяч людей, а на Майдане стояли сторонники оранжевой революции. Я поехал на вокзал и остановил людей. Остановил их от кровопролития. Разговаривал с их старшими и сказал, что матери и жены никогда не простят нам, если будут смерти и прольется кровь.
17:55. О возможной роли РФ в урегулировании ситуации на Украине.
– Я считаю, что Россия должна и обязана действовать. И зная характер Владимира Владимировича Путина, я удивляюсь, почему он так сдержанно до сих пор молчит. Это вопрос.
17:52. Неудобный вопрос о доказательствах президентства.
– Законы, которые были приняты насильственным путем в парламенте, я не признаю. Я их не подписал, а значит, они не были приняты. Это тот факт, который говорит о том, что я действующий президент. Если президент не подал в отставку, если он живой – а как видите, я живой – и если ему не был объявлен импичмент, он является действующим президентом. Тот спектакль с насилием я не могу назвать импичментом.
17:51.
– Что касается Юлии Тимошенко – я не знаю, какой будет ее судьба, пойдет ли она на выборы. Думаю, украинский народ ответит на этот вопрос, быть ей в политике или не быть. Что касается ее уголовного дела – ее осудил суд, условия содержания были можно сказать эксклюзивными, не такими, как для всех. Ее освобождение сейчас – этот вопрос лежит в плоскости правовой. Я ей не желал и не желаю зла. Но то соглашение, которое она подписала с РФ, принесло стране более 20 миллиардов убытков, и она это очень хорошо знает.
17:50.
– Я встречался с бойцами «Беркута», и я перед ними извинился. Это действительно люди, которые безоружные стояли и выстояли. Их жгли, в них стреляли, я перед ними извинился. И еще раз хочу это повторить.
17:48.
Янукович уходит от вопроса об аресте счетов его и его близких в Швейцарии, а также о возбуждении уголовного дела по растратам. Вот как звучит ответ: «Я не думаю, что в этом зале найдется человек, который испытывал бы удовольствие от того, что происходит в Киеве. Вы понимаете мое состояние, состояние единомышленников в результате террора и хаоса. Поэтому я обращался и обращаюсь к всем участникам этого беспредела: пока не поздно, откажитесь от этого, от этих методов. Еще не поздно вернуться. Прекратите этот беспредел».
17:46. О новом амплуа и выходе из кризиса.
– Как только будет реальная возможность и будут соответствующие гарантии, в том числе международных посредников, я сразу вернусь в Украину. Я вижу пути урегулирования кризиса. Прежде всего, это то соглашение, которые было подписано и не было выполнено в одностороннем порядке. Думаю, здесь Запад должен взять ответственность на себя. Запад инициировал, направил своих представителей, согласовывал все вопросы, которые были внесены в соглашение с советом министров, который собрался в тот день в Брюсселе.
17:42.
– Выборы 25 мая я считаю незаконными, я в них принимать участие не буду.
17:41. Вопрос о грозящем дефолте.
– Преддефолтное состояние появилась после того, как началась дестабилизация и Украина утратила такого партнера, как РФ. Мы регулярно платили зарплаты и пенсии, имели намерения повышать все социальные выплаты – об этом знает все население Украины. И мы давали гарантии, что программы развития были выполнены.
Мы готовились к выборам 2015 года и сделали бы все, чтобы убедить украинский народ, что лучше жить в стабильной стране, и количество наших сторонников было самое большое среди представителей различных партий в Украине. Все-таки люди в это верили, и мы бы это сделали.
Я возлагаю ответственность на тех, кто привел нашу страну к кризису, я бы сказал – к хаосу и катастрофе. Это они виноваты. Те, кто пришел к власти и кто ими командует на Майдане. В том числе – представители Запада, которые покровительствовали Майдану.
17:37. Вопрос о расколе в партии.
– Я не судья. Пусть Господь Бог их рассудит, кто как себя сейчас ведет. Но я не осуждаю тех людей, которых под дулами автоматов заставляли принимать те или иные решения, жгли их дома. Это – реалии, которые сейчас есть в Киеве. Кое с кем из этих депутатов мне удалось переговорить по телефону еще в Киеве, и то, что я услышал, это ужас. Я буду молить Бога о том, что нынешняя так называемая власть остановит насилие в стране.
17:36.
– Меня цинично обманули, как и весь украинский народ. И я не увидел никакой обратной связи от подписантов. Этот вопрос (подписанных соглашений) не снят с повестки дня.
17:35.
– Два вопроса – как вы попали в Россию и встречались ли с Путиным?
– В Россию я попал благодаря патриотично настроенным офицерам, которые выполнили свой долг и помогли мне сохранить жизнь.
Я не встречался с Путиным. Я с ним после того, как уже попал в РФ, говорил по телефону. Мы с ним договорились о том, что как только у него будет возможность со мной встретиться, эта встреча произойдет.
17:32. Вопрос об обращении к РФ за военной поддержкой
– Любые военные действия в такой ситуации недопустимы, я не собираюсь обращаться за военной поддержкой. Что касается моего возвращения, я вернусь в Украину, как только будут соблюдены условия безопасности – моей и моей семьи.
17:31.
– Абсолютно понятно желание крымчан о создании отрядов самозащиты. Но я обращаюсь к крымчанам с просьбой не допустить кровопролития и междоусобицы, и, как президент, заявляю, что Крым должен остаться в составе Украины, сохраняя широкую автономию.
17:30.
– Я нахожусь в Ростове потому, что у меня недалеко от Ростова проживает старый друг. Я приехал к нему, чтобы найти у него хотя бы временное убежище.
17:24.
– Я никуда не бежал, из Киева переехал в Харьков. В Киеве меня обстреляли из автоматического оружия. Я уезжал не один, никуда не бежал, мы ехали в Харьков на форум. Мы туда приехали поздно ночью, потому что вынуждены были это сделать. Когда приехал в Харьков, с самого утра 22 числа служба безопасности начала получать информацию о том, что в Харьков прибывают радикально настроенные группы. Был не страх, страха не было никакого, это были условия безопасности, которые нужно было сохранить. И руководить безопасностью – не моя работа. Я принял решение, со мной был председатель Верховной Рады Украины Рыбак и глава Администрации Клюев. Я их попросил, чтобы они летели в Донецк и там собрали актив, провели с ним работу, рассказав все, что происходило с нами. А сам принял решение поехать в Луганск.
Мы вылетели двумя вертолетами. Служба «Аэрорух» и военные диспетчеры предупредили: если не свернем с этого направления – поднимут истребители. И летчики приняли решение развернуть и посадить вертолеты в Донецке.
В итоге по автодорогам мы переехали в Крым. Мои намерения были разрушены через новые угрозы. Я получил звонки от семьи о том, что даже внука внесли в список подлежащих люстрации. Старший сын забрал его из детсада и сказал, что в таких условиях не может рисковать семьей.
17:23.
– Вам в этой истории за что-нить стыдно?
– Стыдно. Более того, я хочу извиниться перед ветеранами, украинским народом за то, что произошло в Украине, что у меня не хватило сил удержать стабильность и допустить тот беспредел, который творится в стране.
17:15.
Перешли к вопросам.
17:14.
– Нам сложно будет выходить из кризиса, в который попала страна. Те потрясения и жертвы – последствия кризиса, результат безответственной политики Запада, которая потворствовала Майдану. Но Украина – сильная страна, и мы обязательно выберемся. Предлагаю провести референдум. Вопросы необходимо в самое ближайшее время сформировать с учетом мнений широкого круга гражданского общества и касаться актуальных аспектов развития страны и госстроя.
17:13.
Янукович говорит о том, что виновники кровопролития на Майдане должны быть найдены и наказаны.
17:10.
– Настало время мне сказать о том, что я намерен продолжить борьбу за будущее Украины против тех, кто страхом и террором пытается оседлать ее. Никто меня не свергнул, я вынужден был покинуть Украину под непосредственной угрозой жизни своей и близких. Власть в стране захватили националистические профашистские молодчики, представляющие абсолютное меньшинство жителей. Выход из ситуации – выполнение того, что предусмотрено договором между президентом, оппозицией и министрами иностранных дел. Немедленное начало и завершение в сентябре реформы, которая уравновешивала бы все ветви власти и далее, в декабре 2014 года, президентские выборы и принятие конституции.
17:10.
Виктор Янукович зашел в зал в сопровождении Михаила Гусмана (ИТАР-ТАСС). Начинают с заявления.
16:28.
Корреспондент украинского телеканала СТВ: «Я вообще сомневаюсь, что Янукович сегодня перед нами появится. Он очень не любит давать пресс-конференции, не любит журналистов и всегда говорит только то, что записано заранее и заранее запланировано».
16:24.
На месте событий уже много журналистов и неизвестно, скольким удастся ли попасть внутрь. При этом на пресс-конференцию аккредитовали далеко не всех. Коллеги говорят, что не пустили грузинские СМИ. Украинским также пришлось побороться за право поприсутствовать на пресс-конференции Януковича. Корреспондент национального канала «Украина» рассказала, что пробивались с боем.
«Были очень неприятные сюрпризы – какая-то дополнительная аккредитация для украинских СМИ, какой-то секретный электронный ящик, куда нужно было присылать какие-то данные», – рассказывает собеседник 161.ru.
Кроме жестких условий аккредитации, на входе прессу ожидает жесткий досмотр. Из сумок потребовали убрать даже лекарства, еду и воду.
Фото: Фото и видео Юрия ЛЯШКО