Металлодетекторы, экспертный свет, тепловизор – неполный перечень той техники, которую используют в своей работе следователи-криминалисты. Как отмечают сами сотрудники, важно не только помочь выйти на след преступника, но и уметь правильно применять эти хитрые устройства. Корреспондент 161.ru Дариуш Корвель посетил один из самых засекреченных отделов донского следственного комитета и узнал, как обнаружить невидимые следы на предмете и заставить «заговорить» сотовый телефон подозреваемого.
Попасть в отдел криминалистики не так-то просто. Проведя по бесконечным коридорам следственного комитета, что на Береговой, официальный «сопровождающий» Валерий Чекрышев завел меня в небольшой кабинет следователя-криминалиста Юрия Гунькина. Встретив его на улице, я бы мог догадаться, что сфера его деятельности не самая распространенная, так как серьезность и строгий внешний вид этого мужчины только подпитывали мое любопытство.
«Вы сейчас пришли в отдел криминалистики следственного управления Следственного комитета России по Ростовской области, – важно поприветствовал меня Юрий Гунькин. – Отдел криминалистики – это одно из подразделений, которое занимается как организационно-контрольными функциями, так и непосредственно следственной работой, которая заключается в выезде на места происшествия. Всего в штате отдела следователей-криминалистов восемь человек. Все они занимаются оказанием практической помощи следователям».
Несмотря на столь серьезное и официальное приветствие мне все-таки удалось его разговорить и хоть немного, но выдать тайны, за которыми я, собственно, и пришел. Вот они – технические средства следователей-криминалистов.
Первым, что мне продемонстрировали, стало устройство под названием UFED.
«Это последняя из разработок, – с гордостью сказал старший следователь-криминалист Олег Агеев. – С ее помощью сотрудники отдела могут в оперативном порядке проверить телефонное соединение. То есть можно извлечь нужную информацию из телефона, не назначая экспертизу и не дожидаясь результатов запроса по биллинговой информации сотовых компаний. Работа занимает максимум полтора часа в зависимости от сложности устройства».
Следом Юрий Гунькин принес из отдельной комнаты в свой кабинет несколько криминалистических чемоданов и сразу же закрыл за собой дверь... Содержимое кейсов также фотографировать запретили: тайна следствия как никак.
В первом чемодане – источник экспертного света. По внешнему виду устройство напоминает обычный фонарик на длинной палке. Но вот только у криминалистического «фонарика» есть двигатель, да и выполняет он совершенно другие функции, а не освещение в темноте.
«Источник экспертного света дает возможность определить биологические следы на одежде преступника, рассмотреть следы на земле или другой поверхности. Видны самые мельчайшие детали, вплоть до пыли», – комментирует увиденное мною Юрий Гунькин.
В следующем кейсе находятся салфетки и пробирки для сбора биологических следов человека: крови, спермальных выделений, слюны. Как отметил криминалист, при помощи этих тестов можно сразу сказать о том, содержится ли на каком-то объекте, к примеру, кровь именно человека, а не животного или птицы.
Еще два интересных устройства, показанные следователем, – тепловизор и газоанализатор. Нечто подобное мне удавалось видеть только в фильмах про иностранных агентов.
«Тепловизор на самом деле применяется редко, – продолжает Юрий Гунькин. – Например, из последних ярких примеров – поиски Даши Поповой. Он напоминает видеокамеру, только вместо привычного изображения на экране выявляются теплые очертания. Во время поисков Даши мы обследовали местность, поскольку первоначально отрабатывались версии несчастного случая. Газоанализатор применяется в преступлениях, связанных с применением взрывчатки. Он дает возможность определить наличие в парах, какие именно компоненты взрывчатых устройств применялись».
Напоследок донской криминалист оставил мне самый любопытный экспонат – цианокрилатовую камеру. С виду это железный коробок. По сути он является своеобразным модифицированным устройством для снятия отпечатков пальцев.
«В цианокрилатовую камеру помещается объект для исследования и выявляются даже малейшие и слабовидимые отпечатки пальцев. Применялась она и во время расследования дела Даши Поповой. Благодаря этой камере удалось найти те места, где находился Максимов с ребенком. То есть на тех предметах, на которых почти не бывает отпечатков пальцев, они были обнаружены. Она позволяет даже снять отпечаток с кожуры банана, чего сделать практически невозможно», – удивил меня Юрий Гунькин.
Но кроме всего этого, в арсенале криминалиста можно также найти и обычные пилочки, лобзики, порошки, магниты, металлодетекторы и многое другое.
В конце нашей беседы я поинтересовался: «А как же стать следователем-криминалистом?» Юрий Гунькин сразу отметил, что все сотрудники, служащие в отделе криминалистики, имеют за своей спиной немалый опыт работы как в должности простых следователей, так и в прокуратуре. Стаж работы в этих структурах является основополагающим при приеме в отдел криминалистики. Но все же главное достоинство следователя-криминалиста – умение правильно применять специализированную технику для помощи в раскрытии преступлений. А опыт подскажет правильное решение.