Уже в скором времени в цены на купе и СВ в поездах дальнего следования могут существенно вырасти. Причина – прекращение субсидирования государством ОАО «Российские железные дороги» и его дочерней компании ОАО «Федеральная пассажиркая компания». Уменьшать расходы в компаниях планируют сокращением непопулярных поездов, в том числе и следующих через Ростов, а также повышением цен на билеты. Какие поезда уже в ближайшие месяцы перестанут ходить из Ростова? Какие вагоны могут убрать из обращения? На эти и другие вопросы ответил первый заместитель начальника Северо-Кавказской региональной службы развития пассажирского сообщения Александр Бухтояров.
– Александр Владимирович, на ж/д вокзале «Ростов-Главный» 25 марта стартовала акция «Общественная приемная: Сохраним поезд». Для чего Северо-Кавказская железная дорога ее проводит?
– Руководство ОАО «РЖД» приняло решение провести эту акцию, чтобы привлечь внимание как министерства транспорта РФ, так и руководителей субъектов федерации и руководителей страны. Мы хотим привлечь внимание к проблемам пассажирского комплекса ОАО «РЖД», в частности, к вопросу сокращения субсидий, которые выделяются как компенсация выпадающих доходов от движения поездов дальнего следования. Напомню, в 2012 году ж/д транспортом в пригородном сообщении перевезено более одного миллиарда человек и более 116,5 миллионов человек – в дальнем следовании. Общая сумма государственной поддержки пассажирских перевозок ж/д транспортом в этом году составляет 39,8 миллиарда рублей. Из них 25 миллиардов рублей – это субсидии, предназначенные для компенсации тарифа на услуги пригородных перевозок. Однако министерство финансов РФ в 2014 году планирует в два раза сократить бюджетную поддержку. Более того, в 2015 году размер субсидий планируется уменьшить до 6,25 миллиардов, а к 2016 году полностью прекратить господдержку.
– И как это отразится на пассажирах?
В ходе акции «Общественная приемная: Сохраним поезд» собираются подписи граждан в поддержку сохранения и развития железнодорожного пассажирского транспорта в регионах России. Пассажиры также могут оставить свои предложения по улучшению сервиса перевозчиков.
– Вся финансовая ответственность за перевозку пассажиров пригородным ж/д транспортом в субъектах страны в результате ляжет на бюджеты регионов. Но эти бюджеты ограничены. Поэтому многие из них уменьшают издержки, сокращая объемы движения пригородных поездов, то есть сокращают маршруты, частоту их курсирования, повышают тарифы для населения.
– Наверняка руководство ОАО «РЖД» искало способы компенсировать расходы, которые в настоящее время время субсидирует государство. Какие меры планируется принять?
– В условиях неполной компенсации со стороны бюджета РФ для улучшения финансовых показателей работы мы рассмотрели разные варианты снижения себестоимости пассажирских перевозок и эксплутационных затрат. Один из вариантов – сокращение 235 нерентабельных маршрутов, к которым относятся малонаселенные поезда дальнего следования. Отмечу, что в этом году на Северо-Кавказской железной дороге выведены из обращения девять нерентабельных поездов. Это поезда «Москва – Нижний Новгород», «Ростов – Москва», «Волгоград- Ростов», «Минеральные воды – Назрань», «Грозный – Ростов», «Ставрополь – Кавказская», «Нальчик – Прохладная» и «Назрань – Москва», который передан московскому филиалу. Другой вариант улучшения финансовых показателей работы – сократить более трех тысяч сотрудников.
Для оптимизации издержек в 2013 году ОАО «Федеральная пассажирская компания» разработала план мероприятий, который включает отмену курсирования нерентабельных поездов, в том числе отмену с 15 января 18 круглогодичных поездов. С 1 июня этого года планируется отменить еще 44 поезда, а с 1 октября – еще 13.
– Вы сказали о планируемом сокращении малонаселенных поездов. А что значит малонаселенные?
– Чтобы поезд был рентабельным, он должен быть заполнен пассажирами не менее, чем на 82%. А фактически заполненность поездов составляет от 50% до 60% на всем пути следования. А это соответственно непроданные билеты и убытки.
– Но ведь железнодорожные перевозки всегда были убыточными, и это не новость.
ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – российская компания, дочерняя компания ОАО «РЖД», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом в дальнем сообщении. Компания работает с 1 апреля 2010 года. ФПК создана на основе имущественного комплекса, входившего в состав Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД».
– Ранее весь выпадающий доход компенсировался. Но теперь «РЖД» – это акционерное общество, которое не может нести расходы, так как надо платить зарплату проводникам, обслуживающему персоналу, работникам депо.
– Вы сказали, что возможно сокращение трех тысяч человек. Когда это произойдет?
– Мы не планируем увольнять людей, но сложившаяся ситуация с сокращением субсидирования может к этому привести. Чтобы привести производительность труда в норму, нужно либо наращивать производство, либо сокращать штат. И произойти это может уже в 2014 году. Отмечу, что три тысячи человек, о которых мы говорим, – это не только сотрудники СКЖД, это цифра по всей России.
– А сколько человек планируется уволить из числа сотрудников СКЖД?
– На Северо-Кавказской железной дороге пока не планируется сокращать людей. А отмененные девять поездов никак не стали причиной сокращения контингента из-за того, что у нас имеется еще достаточное количество вакансий, на которые люди будут переведены в соответствии с Трудовым кодексом.
– Существуют ли проблемы с субсидированием перевозок в Ростовской области?
– По субсидированию потерь от перевозки пригородным ж/д транспортом в Ростовской области вопросов нет. С администрацией региона заключены договора на компенсацию потерь от перевозки школьников и студентов. Данные поезда включены в соцзаказ. Акция «Общественная приемная: Сохраним поезд» в Ростове проводится для решения проблемы субсидирования перевозок поездами именно дальнего следования.
– Представим, что государство все же прекратит субсидирование ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК». Значит ли это, что вырастут цены на билеты в поезда дальнего следования?
– Либо вырастут цены, либо будут сокращены плацкартные вагоны, которые являются субсидируемой частью. Останутся купейные вагоны и СВ. Тариф на проезд в них будет устанавливаться в зависимости от расходов. Но говорить о каких-то конкретных цифрах пока рано.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой СКЖД