Наверное, многим из нас хотелось бы взглянуть на донскую столицу хотя бы одним глазком. Машину времени, к сожалению, все еще не изобрели. Но «Хроники Ростова» дают нам возможность окунуться в прошлое.
Самая мощная крепость на юге империи
Первым промышленным предприятием Ростова принято считать кирпичный завод, сооруженный в районе балки Кизитеринки. Он был построен в 1761 году по указанию инженера Александра Ригельмана, в ту пору руководителя строительства крепости Святого Димитрия Ростовского, а впоследствии – коменданта этой крепости (с 1774 по 1782 год). Крепость Святого Димитрия Ростовского имела большое военно–стратегическое значение. Ее окружность превышала 3,5 км, а площадь составляла 84 десятины 1600 квадратных саженей (около 92,5 гектаров). Она стала самой мощной и крупной среди южных российских крепостей.
Возведение земляных укреплений и основных зданий внутри крепости закончилось в 1763 году. По окончании ее сооружения Ригельман был вызван в Санкт–Петербург Екатериной II, где лично показал императрице чертежи возведенных под его руководством сооружений. За что был удостоен поистине царского подарка – императрица вручила ему золотую табакерку, наполненную червонцами.
В то время система укреплений крепости Святого Димитрия Ростовского являлась новым словом в фортификационном искусстве. Она была вооружена 238 орудиями, имела достаточно многочисленный гарнизон. До начала XIX века крепость была тыловой базой русских войск. По своей форме в плане крепость напоминала своего рода звезду неправильной формы с девятью острыми и восемью тупыми углами, усеченную с южной стороны у берега реки Дон. С юго-западной стороны крепости до ее юго-восточной стороны по окружности располагались девять редутов, каждый из которых по периметру был окружен глубоким рвом. Южная часть крепости, обращенная к Дону, возвышалась на 64 м над уровнем реки.
Внутри крепости была размечена сетка кварталов прямоугольной формы, которые разделялись улицами, идущими с севера на юг – к реке – и с запада на восток – параллельно реке.
Центральной улицей крепости считался Богатяновский переулок (будущий Кировский проспект), проходивший в сторону Богатого источника, от которого и получил свое название. Видимо поэтому улицы, идущие с севера на юг, имели ширину в два раза больше, чем улицы, идущие с запада на восток, соответственно 10 саженей и пять саженей.
В крепостной стене было предусмотрено двое ворот. Западные носили название Архангельских ворот, восточные назывались Георгиевскими воротами. И те, и другие ворота пересекали нынешнюю Социалистическую улицу: Архангельские ворота – примерно на пересечении Социалистической улицы и проспекта Чехова, а Георгиевские – на пересечении Социалистической улицы и Нахичеванского переулка. Если переложить план крепости Святого Димитрия Ростовского на современную карту города, то получится, что крепость занимала пространство, примерно ограниченное с северной стороны улицей М. Горького, с восточной – Нахичеванским переулком, с южной – немного ниже улицы Станиславского, а с западной стороны – проспектом Чехова.
В роли доминанты выступал расположенный на центральной площади крепости Покровский собор. С западной стороны собора располагалось достаточно большое по меркам того времени здание, где располагался комендант крепости и гарнизонная школа для солдатских детей. Вокруг здания был разбит большой фруктовый сад. Постройки медицинского назначения также были окружены садами. К слову сказать, все дороги, ведущие к казенным зданиям, были вымощены булыжником для облегчения передвижения по ним в дождливую погоду.
Стала заселяться и местность вокруг крепости. Плодородная почва и обильные уловы рыбы привлекали одних; вольные степи и возможность избежать правосудия – других («С Дона выдачи нет!» – знаменитое выражение тех времен). Просторы, угодья и безопасность манили многих искателей приключений. Разный промышленный и «темный» люд потянулся на берега Дона. Это движение способствовало увеличению населения крепости Святого Димитрия Ростовского и ее оживлению.
Заселению местности вокруг крепости также способствовали войска. Помимо крепостного гарнизона в предместьях города, форштадтах, как писали историки, «имели квартиры войска разного оружия». Там располагались драгунские и егерские полки, пограничные батальоны. Территории форштадтов разрастались, приобретая характерные для классицизма очертания и медленно, но верно приближаясь к границам крепости.
После передачи в 1779 году Полуденного форштадта армянам, переселившимся из Крыма, для основания города Нахичевана, жителей Полуденки переводят в Солдатский форштадт, который переименовывается в Купеческий.
Конец кочевой жизни
К тому моменту южные рубежи Российской империи отодвигаются южнее, и крепость Святого Димитрия Ростовского понемногу начинает утрачивать свое военно-стратегическое значение пограничного укрепления. Российское правительство все чаще выказывает беспокойство, что на Дону и Кубани нет никакой возможности ни знать хотя бы примерно количество населения, ни получать более или менее правильные подати и другие доходы, к примеру, от торговли, рыбной ловли.
Народы, жившие в этих краях – татары, ногайцы и другие вели кочевой образ жизни. Многие русские поселенцы тоже не имели определенных мест оседлости, бродили по обширным степям, выбирая те или иные жизненные удобства для себя. Поэтому все время возникали беспорядки, столкновения, драки, разграбление имущества.
Конец этому хаосу был положен императором Павлом I. 29 августа 1797 года его указом был утвержден доклад о разделении Новороссийской губернии на двенадцать уездов, в числе которых был упомянут и Ростовский уезд.
В частности, повелевалось образовать Ростовский уезд и «…закрепить земледельческое население в оседлое на землях плодородных, наделив их возможно большим количеством земли, а кочевникам отвести особые степные участки».
17 августа 1806 года по высочайшему указу императора Александра I все «присутственные места» переводятся вместе со штатной командой и уездным казначейством из Таганрога в Ростов, получивший генеральный план застройки и свой герб.
Упразднение крепости
К тому времени город занимал лишь незначительную береговую полосу Дона. Западная сторона ограничивалась рекой Темерник. Южная – крутым обрывистым берегом Дона. Восточная граница находилась примерно на уровне нынешнего Ворошиловского проспекта. Северная – примерно на уровне нынешней Большой Садовой улицы.
К северу от города, примерно на уровне нынешней улицы Пушкинской, пролегала огромная балка, так называемая «Генеральная балка», которая своими разветвлениями достигала крепости Святого Димитрия Ростовского. Ее пересекала дорога, ведущая в Таганрог (ныне – проспект Буденновский).
Таким образом, созданный российским правительством военно–стратегический пункт превратился в уездный город, пока еще незначительный, но весьма выгодный по своему географическому положению.
С течением времени постройки города занимают все бόльшую и бόльшую площадь. В 1824 году Ростов увеличивается за счет слияния в одно целое с Доломановской слободой, затем соединяется с форштадтами, достигает своими строениями пределов крепости Святого Димитрия Ростовского и, наконец, со всех сторон «окружает» крепость.
В 1835 году Указом Императора Николая I крепость была упразднена. Она исполнила свою историческую роль и уже не служила своему прямому назначению. Гарнизон перевели в Анапу. Оживление и движение, которое придавали Ростову военные, исчезло. Еще больше упразднение крепости отразилось на экономической жизни города. Вместе с войсками крепость покинули не только крепостной люд, принадлежавший офицерам, но и достаточно большое количество торговцев, имевших дела с крепостью и крепостным начальством. Для небольшого Ростова это было весьма чувствительным ударом.
Но и здесь фортуна надолго не отвернулась от молодого южного города. Незадолго до упразднения крепости, в 1834 году по поручению генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского Михаила Семеновича Воронцова Ростов посетил молодой ученый-финансист, а впоследствии директор Министерства финансов Юлий Андреевич Гагенмейстер. Вопреки своему ошибочному представлению он встретил здесь «…довольно многолюдный город с большим оживлением и значительною торговлею». Ростовцы, пользуясь такой возможностью, просили молодого ученого походатайствовать перед генерал-губернатором о возобновлении работы в Ростове таможни, которая прекратила свое существование в конце XVIII века.
Изучив экономическое состояние города, Ю. А. Гагенмейстер представил М. С. Воронцову обширный доклад о положении дел ростовской торговли. В этом докладе указывалась необходимость открытия в Ростове самостоятельной таможни, независимой от Таганрогской. К докладу была приложено и само прошение ростовцев.
Генерал-губернатор поддержал перед правительством это ходатайство, и в конце 1835 года работа ростовской таможни была возобновлена. Это событие положило начало самостоятельной отпускной торговле Ростова, ранее находившейся в экономической зависимости от Таганрога. Ростов бойко стал торговать хлебом, рыбой, икрой, за границу вывозили шерсть, железо... В год открытия самостоятельной таможни в ростовский порт прибыло 262 судна с товарами, а отправлено в другие порты было ни много ни мало 542 судна!
Торговые обороты ростовского порта все увеличивались. Больше и больше разрастался град Ростов…
Фото: Фото предоставлено автором и взято с сайта Dontourism.ru