Город Роман Сысоев, радиоведущий, организатор концертов и фестивалей: «Тогда, 20-летние, мы были уверены, что рок слушают хорошие люди, а попсу и шансон – недалекого ума персонажи и гопники»

Роман Сысоев, радиоведущий, организатор концертов и фестивалей: «Тогда, 20-летние, мы были уверены, что рок слушают хорошие люди, а попсу и шансон – недалекого ума персонажи и гопники»

В Ростове-на-Дону в ДК «Ростсельмаш» 10 ноября презентуют новый том «Энциклопедии ростовского рока», посвященный музыке конца девяностых – начала двухтысячных. Впервые на одной сцене соберутся четыре группы, ранее на одной сцене не встречавшиеся, но формирующие мнение о ростовской музыке далеко за пределами родного города – «Абвиотура», «Фрези Грант», «Фруктовый кефир» и «Муравейник». Проведет фестиваль фигура не менее легендарная – известный радиоведущий, организатор рок-фестивалей и «больших» концертов, говоря языком клише, «давший многим ростовским группам путевку в большую жизнь», Роман Сысоев. Чем интересна музыкальная культура Ростова стыка веков и чем уникален предстоящий рок-фестиваль, он рассказал в интервью 161.ru.

– Как можно охарактеризовать эпоху стыка тысячелетий для музыкальной культуры Ростова? Какие знаковые события произошли в рок-музыке того времени – или же вообще нечего вспомнить?

– Вспомнить есть что, но самые яркие воспоминания связаны как раз не со стыком тысячелетий, а с тем, что было до того, как начали отсчет нулевые. Девяностые – это был рассвет музыкальной культуры в регионах, хотя когда музкритики говорят о столицах, то считается, что в 90-х был уже закат, а «самый сок» пришелся на 80-е. Но в восьмидесятых тоже жаловались, что, мол, сейчас скука и бездарности кругом, а вот в 70-е... Наверняка всю прелесть нулевых мы осознаем тоже лет через десять.

Очень помогали популяризации ростовских групп радиостанции, по большей части это была рок-студия 8 level на волнах радио «Мираж» и радиостанция «Радио 103». К рубежу тысячелетий они как раз и закрылись, порядочный удар «под дых» местному радиовещанию, как известно, дал дефолт 1998 года. Но не это было причиной закрытия вышеназванных легендарных радиостанций. На «Мираж» в то время пришел совершенно не готовый для такой работы руководитель, который постепенно изжил всех ведущих, превратив рок-радио в самодельный «Шансон» (еще не столичный), а что касается «Радио 103» – там ведущие как-то расслабились и поуныли, может, начали понимать, что все идет по кругу, денег больше не становится, а они взрослеют, пора покупать машины, дома и заводить детей… В общем, «103» сами себя похоронили.

И ростовские группы после закрытия местных радиостанций стали слушать только те, кто по старой привычке привык отдыхать в «Дуньке» и «Лиле», клубах, зарекомендовавших себя в 90-х. Кто-то продолжил ходить в «Бабу Любу», но там играли (не знаю, что там сейчас) кавера на классику рока, это, все-таки, уже совершенно другой жанр, в этом почти нет уникальности. А потом и эти клубы закрылись, и печально сейчас проходить по улице Социалистической и видеть, что на месте входа в клуб, где кипела жизнь и рождались звезды, теперь ровное заасфальтированное место, будто ничего и не было. А что в этом подвальчике теперь – можно только гадать, наверное, склад с крысами.

Вот как раз этот засыпанный камнями и заглянцованный асфальтом клочок земли в центре Ростова и есть символ того, что нам принесли нулевые, похоронив 90-е. Тогда радиостанции и клубы помогали людям сформировать вкус, и мы очень старались растрезвонить слушателям, что в этом мире есть не только «Руки Вверх» и Миша Шуфутинский или все те же «Чайф», «Машина времени» и «Бригада С». Мы просвещали, «подсаживали на рок», нераскрученные группы, в том числе наши родные, ростовские. Тогда, 20-летние, мы были уверены, что рок слушают хорошие люди, а попсу и шансон – недалекого ума персонажи и гопники.

И с помощью музыки надеялись людей, ну, что ли, переделать на ранней стадии. А однажды, как раз почти на рубеже тысячелетий, мы говорили обо всем этом внедрении в массы «благой вести» и «настоящей музыки» с главным ростовским байкером и организатором байк-рок-фестивалей Аликом Гочем (ныне, к слову, танцевально-клубным диджеем). И Алик иронично спросил тогда меня и ведущую нашей рок-студии Иру Иванову: «А зачем вы так переживаете за людей и стараетесь? Пройдет немного времени и все этот рок забудут, у них будут совсем другие заботы, бабы детей понарожают и им будет не до рока, мужики сопьются или только бабки будут заколачивать, и ничего им не надо будет». Не ручаюсь за точность фразы, конечно, но смысл понятен.

И сейчас я понимаю, что он во многом был прав, но кто-то все же проникся этой музыкальной культурой, и живет ею и сейчас. И я остался в их меньшинстве, и моя работа по сей день связана во многом с музыкой, и мне весьма прикольно ехать из Москвы, где я сейчас и обитаю, за тыщу километров в родной Ростов, чтобы провести рок-фестиваль.

Главными же фестивалями конца 90-х, и я не собираюсь скромничать, стали «Рок-Сейшн-98» и «Энциклопедия ростовского рока» в 99-м, причем, оба прошли на главной концертной площадке южной столицы – Дворце спорта. И в организации обоих я принимал участие, что, надеюсь, мне плюсом в карму, и спасибо всем, кто был замешан в этой беготне за то, хотя бы за то, что нам есть теперь, что вспомнить. Жаль, не уцелела группа «Люди красного дерева», участник обеих фестивалей. Они были безумно популярны, клубы набивались битком, а их песни слушатели заказывали на радио, чтобы записать на кассету. Впрочем, лидер-вокалист «краснодеревщиков» Андрей Виноградов и по сей день выступает и пишет прекрасные песни, а барабанщик группы Денис Денисов выступит на грядущем фестивале в ДК РСМ в составе группы «Муравейник».

– Продолжение вопроса: знаковые имена. Группы и персоны музыкальной культуры Ростова, с которыми лично у тебя ассоциируется конец 90-х – начало 00-х.

– Опять же, что было хорошего в начале нулевых – это то, что началось в 90-х. Назову имена и названия и основные хиты. «Люди красного дерева» и их «Испанский летчик», «Музей восковых фигур» с их «Маргаритой», «Спутник Восток» и «Если бы я знал тайные коды», «Амурские волны» и «Дворовая любовь», «Хали-Гали», «Он влюбился», «Фруктовый кефир» – «Пружинка», «Грущу», «Щель», «Хаджигирей» «М4» и «Я еще не готов», Т!НН Посиделова. А подзабытые «Коллекция снов», «Адмирал Бэн-Боу», Raw Law …

Рок-н-ролльщики Pride, блюзовый зажигатель любых залов Рrofessor Blues-Джалашов. Любимцы девочек «Лила», множество команд, играющих более тяжелую (и очень тяжелую) музыку – Vagabond, «Движущиеся тротуары», Jive, Decayed Core, Mob and Dance, Corner Stone, «Черепахи», глэмстеры Nasty C.T., батайский «Детонатор», альтернативщики Psicho Family. Блестящая была поп-группа «Павлин Мавлин»…

И «Ансамбль барабанщиков» Виктора Пивторыпавло, которые позднее, уже перебравшись в Москву, стали известными каждой дворняге «Запрещенными барабанщиками», ныне, насколько мне известно, распавшиеся. Чуть позже появилась «Чебоза», ныне заброшенная Васей Гончаровым, ставшим Васей Обломовым, «Абвиотура» с их неожиданным звуком и невероятной сценической харизмой, простите за затертое ныне определение.

И это все о второй половине 90-х, первую так и вообще лучше не трогать, это такая долгая история!.. И я тогда сам был совсем маленьким, и, наверное, приставал к нашим музыкантам с просьбой дать автограф. Моя любимая ростовская группа, нетрудно догадаться – «Пекин Роу-Роу». Их записи мне слил на болванку пекиновский звукорежиссер Паша Омельченко и я тогда был безумно счастлив.

Если кто-то не понимает, о чем речь, но дочитал до этого места, то советую – найдите эти песни в Интернете, есть мемориал-сообщество «Радио Мираж» и рок-студии «8 level», например.

– Насколько подбор групп на 10 ноября соответствует статусу «рок-энциклопедии»?

– В 1999 мы назвали этот фестиваль так не по той причине, что там играли «легенды», а просто потому, что задались целью собрать мультимедийный сборник групп Ростова и области, который должен был называться «Энциклопедия ростовского рока». Мы собрали немало информации, музыки, фото. Однако диск так и не вышел, он опережал свое время, тогда мало кто понимал, что такое формат MP3 и люди просто удивлялись, как это мы умудримся уместить на компакт-диске такой объем, создаваемый не одно десятилетие. Однако большую часть контента для этого сборника мы не похоронили – она представлена на сайте Rostovrock.ru. Там все без изменений, как было собрано на 99-й год.

Те, кто играл в 90-х, да еще и играют сейчас – теперь это и есть самая настоящая живая рок-энциклопедия нашего города, а кто же еще, как не они. Надо ловить момент, пока ни не бросили гитары и не спились.

– Вопрос, требующий краткого, но емкого ответа. Назови главную причину, почему стоит прийти на рок-фестиваль 10 ноября в ДК «Ростсельмаш».

– С краткостью у меня проблемы, как видно из ответов выше. Особенно, если это «моя тема». Но на этот вопрос, по сути, я ответил выше.

Фест будет интересен всем, кто уверен, что те годы мы прожили весело и интересно, а потому, почему бы не посмотреть на тех, кто начинал тогда, а сейчас настоялся, как хорошее вино. На фестивале этом можно встретить людей, которых давно не видел, узнать, сколько детей воспитал, денег зарабатываешь, спился или пока бодрячком.

И еще вполне себе аргумент, для того, чтобы выползти 10 ноября на «Энциклопедию ростовского рока» – эти группы никогда не выступали вместе, да еще в большом зале, в разное время принимающем важных рок-звезд. И вообще группы-то классные, иначе они не продержались бы на сцене плюс-минус полтора десятилетия.

Фото: Фото предоставлено собеседником 161.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Сгорели два с половиной Батайска. Живущая в Лос-Анджелесе ростовчанка — о непрекращающихся пожарах
Виктория Елина
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Рекомендуем
Объявления