Впервые в колониях Ростовской области был организован конкурс «Зона творчества» для осужденных, которые попробовали свои силы в журналисткой деятельности. За время проведения конкурса в исправительных учреждениях появились новые газеты, телепрограммы. Казалось бы: как отъявленный хулиган, причинивший тяжкие телесные повреждения нескольким людям, или осужденный за мошенничество, может написать что-то до боли простое и понятное каждому сидельцу, разнообразить досуг да еще чему-то научить. Такие сомнения поначалу мучили и «воспитателей» колоний, к концу конкурса финалистов осталось так много, что руководство донского ГУФСИН решило продолжить доброе начинание, «убив двух зайцев»: культурный досуг и занятость осужденных. Какие еще нововведения, и не только по занятости осужденных, ожидаются в уголовно-исполнительной системе региона, корреспонденту 161.ru рассказал заместитель начальника ГУФСИН России по Ростовской области полковник внутренней службы Вячеслав Ходзинский.
– Вячеслав Владимирович, такой необычный конкурс дал исправительным учреждениям несколько десятков корреспондентов. Что, кроме славы, конечно, станет главным призом для финалистов?
– Да, действительно, конкурс «Зона творчества» был организован впервые. В нем участвовали осужденные, которые интересуются журналистикой, сами создают программы, передачи, выпускают газеты, пишут статьи, очерки, рассказы, стихи. Именно с этого конкурса все участники, вышедшие в финал, получают звание корреспондента. За свою работу они поощрены уже администрациями исправительных учреждений с занесением сведений в личное дело. И в будущем мы будем уделять особое внимание развитию творческого потенциала наших подопечных, а также организации и самому информированию осужденных, расширению кругозора с помощью изданий газет, телепередач, подготовленных корреспондентами исправительных колоний. Я предлагаю профессиональным журналистам посетить наши колонии с организацией мастер-классов. Наши корреспонденты, используя свой творческий потенциал, зарабатывают авторитет у других осужденных. Они не бездельничают, привлекают других осужденных к работе. На начальном этапе конкурса многие не верили, что это реально, а теперь они стремятся к победе. Итог – досрочное освобождение.
– Но есть ведь и те осужденные, которые, мягко говоря, презирают этих корреспондентов?
– Конечно, есть и такие... Но в большинстве своем все нормально относятся к таким мероприятиям. Полтора-два года назад мы психологию осужденных изменили. Вот, к примеру, от песенного конкурса многие ожидали только блатную тематику, но нет! Да и другие творческие конкурсы показывают, что наши подопечные все больше отдаляются от так называемых криминальных тем. Им очень нравится выступать перед родственниками на «днях открытых дверей», читать про себя в колониальных газетах.
– В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы известно, что на Дону сейчас идет, так сказать, разделение по колониям для первоходок и для рецидивистов. Какие еще новшества ожидать
– У нас уже все колонии процедуру разделения прошли. Отдельно у нас содержатся ранее отбывавшие наказание и отдельно – впервые осужденные. Процесс этот уже практически завершен. Другое дело – реформа уголовно-исполнительной системы в целом. Концепция реформирования системы прописана до конца 2020 года. В 2012 году заканчивается первый этап реформирования, мы уже себе четко представляем, какие учреждения на Дону будут реорганизованы в дальнейшем в тюрьмы, какие – в колонии поселения. Безусловно, это потребует и соответствующих материальных затрат, но не все они будут задействованы из федерального бюджета. С вводом новых производственных мощностей в наших колониях мы часть затрат берем на себя, часть этих проблем решим самостоятельно. Уже имеются макеты учреждений нового типа, начальники учреждений реально себе это представляют. Мы движемся уверенно в том направлении, куда и вся реформа.
– А сколько тюрем появится в Ростовской области, сколько – колоний поселений?
– Три колонии общего режима будут реорганизованы в тюрьмы, а часть – в колонии поселения, потому что останутся после реформирования только такие виды учреждений, как тюрьмы и колонии поселений. Останутся без изменений лечебно-исправительные учреждения и МУТБ-19 – межобластная больница. Азовская колония для несовершеннолетних преобразуется в воспитательный центр.
– Пресловутый перелимит... Какая сегодня ситуация с перелимитом в СИЗО области, тюрьмах и колониях?
– Когда мы отделяли осужденных, раннее отбывавших наказания, от тех, кто впервые отбывает наказание, заодно решали и эту проблему. И сейчас мы их равномерно перераспределили и такая проблема закрыта как в следственных изоляторах, так в исправительных учреждениях. Говорить о перелимите уже не актуально.
– Одна из новинок, которую начали применять в системе исполнения наказаний Ростовской области, электронные средства контроля за осужденными – так называемые электронные браслеты. Как работают «браслеты свободы» и ведется контроль за их обладателями? Какие еще современные новинки будут применяться вашим ведомством?
– Безусловно, электронные средства контроля за осужденными введены в практику и для нас уже практически перестали быть новинкой. Осужденные к ограничению свободы, которые уже носят эти браслеты, нами легко отслеживаются. Ограничение свободы как вид наказания заключается в исполнении осужденным установленных видов запрета. Например, не покидать территорию города, не участвовать в массовых мероприятиях и находиться в определенное время суток дома. Решение о применении к осужденному средств электронного контроля принимает руководитель уголовно-исполнительной инспекции на основании сведений, которые характеризуют личность будущего «владельца» браслета. В качестве причин, чтобы окольцевать осужденного, могут послужить такие факторы, как нарушение ограничений, установленных приговором суда, нарушение общественного порядка, за которое наложено административное взыскание или невыполнение законодательных требований сотрудников УИИ. Большинство из осужденных понимают ценность этого наказания. К сожалению, было уже два случая порчи электронных браслетов, виновники будут выплачивать за испорченные браслеты в установленном законом порядке. Были небольшие сложности в обучении сотрудников, как пользоваться аппаратурой. Но теперь мы практически всю область можем отслеживать. Нововведения будут и еще. Вот, к примеру, камеры видеонаблюдения. В перспективе у нас будут сокращаться подразделения охраны, их заменят видеокамеры. Многие вопросы можно решить, используя современные системы видеонаблюдения. Мы развиваемся так же, как и весь мир. А какие-то особенные для наших учреждений новшества, они, как правило, могут рождаться как в нашей среде, в нашем регионе, так и опробироваться в других средах, других регионах.
– Близится самый большой и светлый праздник для страны – День Победы. Как планирует ваше ведомство поздравить ветеранов Великой Отечественной войны, которые воевали, а затем трудились в уголовно-исправительной системе?
– У нас уже с 4 мая начались праздничные мероприятия. Поскольку ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, осталось очень мало, им будет уделено огромное внимание. Но у нас еще есть ветераны уголовно-исполнительной системы. Везде во всех подразделениях проходят праздничные мероприятия, торжественное возложение венков, цветов, праздничный концерт в аппарате управления. И помимо этого проводятся мероприятия с осужденными, также посвященные Дню Победы. Мы привлекаем представителей музеев, проводятся встречи с ветеранами, с родственниками, различные конкурсы, концерты. Поскольку это действительно самый большой праздник в стране, осужденные не должны оставаться в стороне. Пользуясь случаем, от имени руководства ГУФСИН России по Ростовской области хочу поздравить всех ветеранов войны, тружеников тыла с Днем Победы, пожелать всем здоровья и дожить до 100-летия Дня Победы как минимум!