RU161
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

7 м/c,

ю-з.

753мм 63%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,59
EUR 99,79
Город Светлана Абдулазизова, директор департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области: «2011 год стал годом формирования условий для благоприятного привлечения инвестиций»

Светлана Абдулазизова, директор департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области: «2011 год стал годом формирования условий для благоприятного привлечения инвестиций»

В прошлом году администрация региона провела большую работу по формированию площадки для привлечения инвестиций. Созданы новые органы (Совет по инвестициям), принято несколько новых целевых программ, продлено сотрудничество с инвест-идеологом и разработчиком образа Дона на выставках (Агентство инвестиционного развития). Но, увы, область оплошала – план по привлечению инвестиций на 2011 год не выполнен. Почему так произошло? Чего не хватает для образа региона с привлекательным инвестклиматом? Об этом, а также о том, куда будут расселять гостей ЧМ-2018, рассказала новый директор департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Светлана Абдулазизова.

– Светлана Леонидовна, главный вопрос, которым вы теперь «заведуете» – инвестиции. Как область поработала над этим в прошлом году?

– Если говорить о тех задачах, которые ставил перед департаментом Василий Голубев в части привлечения инвестиций, то могу сказать, что 2011 год можно по праву назвать годом формирования новой нормативно-правовой площадки для создания условий по благоприятному привлечению инвестиций. Потому что в прошлом году, по сути, шла доработка и закона об инвестициях, и закона о государственно-частном партнерстве. А также началось апробирование этих документов.

В прошлом году было введено понятие «100 губернаторских проектов», департамент занимался формированием этой сотни. Уже 64 проекта на сумму 338 млрд рублей включены в список. Восемь из них были реализованы в 2011 году на сумму порядка 15 млрд рублей, и мы планируем, что 13 проектов будут реализованы к концу этого года. Это еще около 20 млрд рублей. Сотня – это не догма, она постоянно видоизменяется, какие-то проекты включаются, какие-то исключаются. Этот процесс постоянно трансформируется в зависимости от рассмотрения проектов на заседании Совета по инвестициям. В принципе, Совет стал тем механизмом, который позволяет оперативно реагировать на все проблемы инвесторов.

– А если в цифрах: какой объем инвестиционных денег область привлекла в 2011 году?

– В 2011 году мы сотрудничали с рейтинговым агентством Fitch Raitings и получили национальный долгосрочный рейтинг А+ с прогнозом «стабильный». Но, к сожалению, мы не достигли той амбициозной задачи по привлечению объема инвестиций, которые планировали в начале года. Более того, темпы привлечения пока что имеют отрицательную динамику. Конечно, это связано и с внешнеэкономическими факторами, но мы должны признать, что мы реализовали не все те возможности, которыми обладаем.

По итогам 2011 года по прогнозным оценкам было видно снижение индекса физического объема. Если по итогам 9 месяцев план по привлечению был выполнен на 85%, то по итогам ожидаем на уровне 90%. В абсолютных цифрах речь идет о порядка 152 млрд рублей инвестиций.

– Есть ли уже прогноз на 2012 год?

– Он сейчас еще продолжает формироваться. Мы обсуждаем с отраслевыми министерствами, чтобы привязывать прогноз к конкретным проектам. Но все-таки рассчитываем, что по итогам 2012 года нам удастся обеспечить объем в размере 200 млрд рублей.

Что еще не оставляет равнодушным – так это тот факт, что распределение объема привлеченных инвестиций по территории области неравномерно. Конечно, доминирующее положение занимают города и, в частности, Ростов. На муниципальные образования приходится лишь 28% привлеченных денег. Конечно же, сейчас мы смещаем акцент в работе на муниципальный уровень.

– В чем это будет проявляться?

– В первую очередь это будет проявляться в том, что муниципалитеты будут переходить на работу по привлечению инвестиций в рамках программно-целевого метода. А Ростовская область, нужно отдать должное, находится среди регионов-лидеров при формировании такого метода. Это оправдывает себя, потому что мы четко понимаем, каких целей хотим достичь, и какими методами будем пользоваться. По такому же принципу администрация области предлагает начать работать муниципалитетам: до 1 марта в каждом из них появится своя программа привлечения инвестиций.

– Для инвестора главный вопрос – это земля. У нас, насколько я понимаю, она есть. Почему же тогда к нам, на юг, новый крупный бизнес идет не так охотно?

– При общении с инвесторами в первую очередь мы должны им предложить подготовленные инвестиционные площадки. Мы и раньше занимались формированием такого реестра, но прежде не ставилась задача четко обозначить потенциальному инвестору, даже на этапе предварительных переговоров, возможные затраты и по времени, и по средствам. Сейчас же мы формируем 55 пилотных инвестиционных площадок, муниципалитеты отберут подходящие участки, необремененные правами третьих лиц. И с максимально возможными издержками по обеспечению инженерно-транспортной инфраструктуры.

На прошлой неделе мы уже рассмотрели 10 таких площадок. А к маю такая работа даст нам пусть не 55, но набор реальных предложений инвесторам, которые мы можем обозначить по времени и по затратам и в максимально короткий срок предложить условия по реализации.

Сейчас между регионами идет борьба за инвестора, согласна. И каждый пытается найти свои методы содействия инвестору. На мой взгляд, что есть у нас, и чего нет у других: налоговые льготы для крупных инвесторов, это есть далеко не у всех. Во-вторых, это земля и инфраструктура. Если мы все это оперативно решим, то число желающих реализовать свой проект на территории области увеличится.

– Как строятся ваши отношения с Агентством инвестиционного развития? Оно по-прежнему выступает подрядчиком?

– У нас договорные отношения. Мы возобновили эту работу в сентябре прошлого года. По нашему контракту на каждые привлеченные 16 млн долларов мы выплачиваем АИРу гонорар в 1 млн рублей. Агентство сейчас активно работает в этом направлении. У нас нет никаких проблем во взаимоотношениях, мы работаем на одном поле. Мы понимаем, что зарубежные инвесторы охотнее общаются и предоставляют все сведения независимым экспертам. А именно таковым является АИР. Департамент ставит перед Агентством достаточно амбициозные задачи, и с их помощью мы должны сделать то, что не можем сделать сами. Кстати, насколько мне известно, контракт с департаментом – это не единственный источник дохода АИРа, и, наверное, даже не самый главный.

– Вы упомянули о новом областном законе о ГЧП. В чем заключается его суть, прошли ли уже проекты по этой форме сотрудничества?

– Тот закон, который на сегодня действует в Ростовской области – это некий пилотный проект. Он апробируется на основе тех проектов, которые претендуют на финансовую помощь в рамках ГЧП. Сейчас вносятся поправки в закон, которые упрощают допуск инвесторов к этому сотрудничеству. И я рассчитываю, что уже в первом квартале этого года удастся приступить к предоставлению реальной помощи в рамках тех средств, которые предусмотрены в бюджете на реализацию ГЧП. Речь идет о 505 млн рублей.

– Как вы считаете, малый бизнес в Ростовской области сегодня спокойно себя чувствует?

– Ростовская область входит в десятку лидеров среди субъектов РФ по системе поддержки бизнеса и по основным показателям малого и среднего бизнеса. Мы используем те же инструменты, что и в вопросах привлечения инвестиций. Также активно работаем с минэкономразвития РФ: регион ежегодно привлекает федеральные средства на поддержку бизнеса. Этот комплекс мер дает нам говорить о хороших показателях.

По итогам года также сведений пока нет, но за 9 месяцев число малых и средних предприятий выросло на 6%, идет хорошая динамика по росту зарплат среди МСБ – порядка 10%. По итогам года мы рассчитываем на прирост где-то 13%. Сегодня малый бизнес занимает достойное место в экономике области. Он обеспечивает 17% ВРП в регионе и 28% занятости населения.

Для малого бизнеса доступ к заемным ресурсам был всегда одной из острых проблем. Банки с ними активно сейчас работаем, но мы акцентируем внимание и на работе микрофинансовых организаций. В 2011 году мы осуществляли их докапитализацию. В общей сложности около 70 млн рублей из федерального и областного бюджетов направлено на эти цели. И перед самими организациями мы поставили следующую задачу: мы вам помогли, снижайте процентные ставки. Все они сегодня выдают кредиты не выше, чем под 10% годовых.

– Вы прежде занимали пост начальника управления развития туризма, эта тема вам близка: Ростов как центр туризма еще имеет право на существование?

– Структура турпотока в область несколько изменилась за последние годы. Мы видим рост деловой активности, в связи с этим усилился бизнес-туризм, хотя в Ростовской области этот вид туризма всегда занимал больше 50% общего потока. Но есть прирост и со стороны так называемого неорганизованного туризма: Ростовскую область все чаще выбирают жители Центрального, Северо-западного федеральных округов для организации своего летнего отдыха. Если в прошлом году по нашим оценкам 167 тысяч человек приезжало на летний отдых, то в этом году было уже 215 тысяч человек. Мы заказывали специальное социсследование с опросом туристов. И Дон, и Таганрогский залив Азовского моря становятся интересными для летнего отдыха.

Но, к сожалению, падает число тех, кто выбирает специализированные места отдыха в регионе, то есть санатории и пансионаты. Это объективная причина: там идет смена собственников, новые владельцы закрывают их, чтобы отремонтировать. Надеемся, что с учетом роста инвестиционной активности в себя придет и эта отрасль турпотока.

– А к отборочному туру чемпионата мира-2018 как готовится администрация в плане приема и расселения гостей? Будет куда разместить всех желающих?

– Мы должны обеспечить 7,5 тысяч номеров для размещения гостей и участников отборочного этапа чемпионата мира по футболу в 2018 году. Из них 10% должны быть на уровне 4-5 звезд для размещения команд и членов ФИФА. Сегодня в Ростове и получасовой транспортной доступности есть примерно 3200 номеров. А с учетом пятизвездочных Hilton, Hyatt и Sheraton, которые сегодня строятся, мы сможем обеспечить эти 10%. То есть вопрос с отелями высокого уровня мы решим к 2018 году.

А вот что делать с отелями экономкласса, и нужно ли их строить в таком количестве? Чем мы их потом будем загружать? Этот вопрос актуальнее, на мой взгляд. Возможно, будут задействованы студенческие общежития и палаточные городки – это поможет минимизировать расходы гостям.

Фото: Фото Александра ДРЯЕВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем