Похоже, Ростовская область определилась с местом для будущего Южного хаба, но само будущее проекта от этого не стало более ясным. Условия инвестора, который готов вложить в строительство аэропорта 15 млрд рублей, пока выполнить не удается.
Строить хаб будут в районе Грушевского сельского поселения в Аксайском районе.По замыслу, он должен будет замкнуть на себе все авиаперевозки в южном направлении, чтобы пассажирам и грузам со всей России не приходилось больше слетаться в «резиновую» Москву, а оттуда уже – по всему свету. Пропускная возможность Южного хаба – 8 млн пассажиров в год и 70 тысяч тонн грузов. Этот проект может дать области около 20 тысяч новых рабочих мест.
Приблизительная стоимость объекта, по данным пресс-службы губернатора Ростовской области, 25 млрд рублей, из которых один млрд решено потратить из областного бюджета, девять млрд взять из федерального, а 15 – у частных инвесторов.
Официальных заявлений на этот счет пока не было, но в СМИ уже давно обсуждают заинтересованность в данном проекте ГК «Ренова», контролируемой российским олигархом Виктором Вексельбергом.
«Ренова» не скрывает своих намерений получить контроль над всеми авиаперевозками в обход Москвы. Положительный опыт у нее есть: несколько лет назад ГК получила контроль над аэропортом Кольцово (Екатеринбург), сделала из него вполне успешный проект и теперь намерена на этой базе создать управляющую компанию для целой сети региональных аэропортов. «Наш стратегический план включает управление примерно семью крупными региональными аэропортами. Схемы собственности и прихода инвестора могут варьироваться, но мы не зайдем туда, где будет меньше контрольного пакета», – пояснил в интервью «Деловому кварталу» в Екатеринбурге заместитель гендиректора ОАО «Аэропорт Кольцово» по инвестициям Антон Федотов.
В Южном направлении у Кольцово выбор небольшой: Краснодар или Ростов. Но на Кубани всерьез и надолго закрепился другой российский олигарх – Олег Дерипаска. А весной этого года «Город N», по данным из своих источников администрации области, сообщил, что власти донского региона получили предложение от «Реновы».
Суть этого предложения выглядит так: вы нам – нынешний ростовский аэропорт, мы вам – инвестиции в будущий хаб. А поскольку городской аэропорт (по идее) все равно со временем окажется в той же Грушевке, считай, просит «Ренова» отдать ей территорию нынешнего аэропорта. Это инфраструктура и 400 га в не самом плохом районе города. Проблема лишь в том, что у этих гектаров есть совладелец – часть акций ростовского аэропорта принадлежит семье депутата Госдумы Ивана Саввиди. Без этого пакета в кармане «Ренова», судя по всему, в Ростов идти не хочет.
Это упорство некоторые эксперты считают подозрительным. Может быть, изначально никто в хаб вкладываться не собирается, над проектом пошумят некоторое время и забудут (как благополучно забыли об Азов-Сити), а контроль за аэропортом и 400 га – это вполне реальные активы.
«Для такого проекта нужны вложения со сроком окупаемости до 30 лет, – высказал свою точку зрения в интервью журналу «Эксперт-Юг» тот же Иван Саввиди. – Бизнес готов вложить такие деньги? Нет в природе такого бизнеса. Почему тогда бизнес на это идет? Значит, причиной стремления – все-таки капитализировать эти 400 гектаров. Второе – сегодня мы имеем 1,4 миллиона пассажиров в год. Чтобы хаб в той форме, в которой пытается его реализовать наш регион, себя оправдал, нужно 8 миллионов. Пассажиропоток по всему югу России, по двум округам, – это чуть более 7 миллионов пассажиров в год. То есть всех пассажиров мы должны пустить через Ростов. На ваш взгляд, это реально? Условно говоря, я хочу поехать в Германию из Ставрополя, прилечу в Ростов и полечу в Германию. А зачем, если из Ставрополя есть самолет в Германию? Есть из Нальчика, есть из Грозного, есть из Махачкалы, есть из Краснодара, есть из Сочи. Существует ряд аэропортов, где уже налажены аэромосты между их городами и внешним миром. Переориентировать на Ростов значительную часть столичных грузопотоков мне тоже представляется довольно проблематичным».
Все радужные планы строительства Южного хаба в Грушевке рисуются на фоне активной работы «Базэла» на Кубани: запустив аэропорты в Сочи и Геленджике, Олег Дерипаска взялся за аэропорт Краснодара.
«Аэропорт Краснодар имеет больше условий для того, чтобы развиться в успешный хаб: у него существенно больший объем пассажиропотока и более высокие темпы развития, чем у Ростова, – самоуверенно пояснили корреспонденту 161.ru в компании «Базэл-Аэро». – В нем базируются не одна, а три авиакомпании. В последние три года аэропорт «Краснодар» демонстрирует интенсивный рост операционной эффективности: время регистрации пассажиров снижено с 90 до 45 секунд, разворотное время воздушного судна – с 90 до 35 минут, производительность труда увеличена на 40%. Кроме того, в аэропорту Краснодар есть возможность расширения инфраструктуры для одновременной независимой работы двух взлетно-посадочных полос, что позволит обрабатывать до 30 (sic!) миллионов пассажиров в год».
Отвечая на вопрос 161.ru, зачем, по их мнению, строить на юге страны два таких мощных авиаузла, представители «Базэл» корректно ссылаются на доклад министра транспорта РФ Игоря Левитина, посвященного ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годов)», где в частности аэропорт Краснодар отнесен к категории «международные узловые аэропорты», а Ростов-на-Дону – к категории «неузловые аэропорты, включенные по критериям социальной значимости».
«А в целом решить, какой аэропорт превратится в реальный хаб, должно не правительство, а рынок», – поясняет пресс-служба «Базэл-Аэро».По расчетам компании, обновленный аэропорт Краснодара будет введен в строй к началу Олимпийских игр в Сочи. Запуск Южного хаба под Ростовом сориентирован на чемпионат Европы по футболу в 2018 году.
Откуда к этому времени возьмутся 15-16 миллионов пассажиров, чтобы обеспечить нагрузку и окупаемость обоих аэропортов, никто не поясняет. Два проекта живут в параллельных мирах: под Ростовом застолбили площадку, в Краснодаре уже к концу этого года начнут осваивать 500 млн рублей из государственного бюджета, выделенных на реконструкцию аэродромной части главных воздушных ворот Кубани.