Дети гибнут и все равно идут на лед. Каждый год спасатели достают со дна водоемов маленькие тела, не в силах ни предотвратить трагедию, ни смириться с неизбежным.
Пятилетних Илью Ступакова, Никиту Дубинина и трехлетнюю Алину Мороз в поселке Комаровка Неклиновского района односельчане искали до поздней ночи в субботу. Ночь родители провели в надежде на чудо, но утром надежда умерла. В 10:25 в пятистах метрах от берега спасатели подняли на поверхность сначала тело девочки, спустя час – нашли Илью, еще 40 минут понадобилось на поиски Никиты.
Дети пропали в субботу днем. Их выпустили погулять на улицу без присмотра – в деревне нянек нанимать не принято, хорошо, если найдутся бабушка-дедушка, готовые приглядеть за сорванцами. Но кто же знал, что ребят потянет к берегу только-только схваченного льдом Таганрогского залива.
«Здесь уже образовался лед толщиной около 3-4 сантиметров, однако была температура 0 – 1С, при которой он становится хрупким, – уже после трагедии пояснили в Департаменте по предупреждению и ликвидации ЧС по Ростовской области. – Когда на снегу заметили детские следы, ведущие к воде, появились подозрения, что дети могли провалиться, тем более, что аналогичный случай произошел этой весной в Миллеровском районе, где погибли также трое мальчиков, игравшие на льду».
Детей искали: вечером – всем селом, потом на поиски в общей сложности вышло 383 человека: милиционеры, спасатели, медики, представители администрации Неклиновского района. Десятки единиц техники, мучительные часы ожидания...
Следственное управление СК РФ по Ростовской области сейчас проводит проверку, чтобы выяснить все обстоятельства гибели детей. Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Павел Астахов дал поручение ростовскому детскому омбудсмену посетить место трагедии и сделать свои выводы.
«Семьи неполные, но назвать их неблагополучными нельзя, – поделилась информацией со 161.ru уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова. – И малообеспеченными не назовешь. Поэтому сейчас очень трудно выяснить, почему же дети так надолго оставались без присмотра. Выводы будут сделаны только после проведения тщательной проверки органами следствия».
Следователям надо выяснить, не проявили ли родители преступную халатность, оставив дошколят на улице без присмотра. В таком случае им может грозить уголовная ответственность. «В моей практике был случай, когда мать ушла выпивать к соседям, оставив двухлетнего ребенка одного в доме. Он нашел ведро с водой, наклонился и упал в него вниз головой. И захлебнулся. В отношении матери было возбуждено уголовное дело», – припомнила Ирина Черкасова.
По словам очевидцев, родители погибших малышей очень сильно переживают случившееся, с ними работают психологи МЧС.
Спасателям не привыкать к чужой боли, но они не склонны все сваливать на судьбу. Предотвратить трагедию можно было, убеждены специалисты.
«На мой взгляд, это вопиющий случай равнодушия, – негодует начальник ГИМС ЮРЦ МЧС России Виталий Скляров. – Ведь, когда глава поселения начал подворовой обход в поисках деток, выяснилось, что один мужчина видел, как детки играли на льду залива. Очень жаль, что мы нашли не детей, а их тела. А вот если б этот мужчина сообщил своим соседям, что их детвора пошла на лед, да как бы чего не случилось, думаю, родители вовремя бы кинулись. Еще отмечу, что искать детей первыми кинулось женское население. Что происходит с нашим обществом? Раньше ведь на селе все друг друга знали, а сейчас как-то разобщились. Хотел бы призвать всех жителей Дона не быть равнодушными, особенно к детям. Сегодня Вы увидите, что ребенок пошел на лед, остановите его, вернете родителям, а завтра Вашего ребенка точно так же остановят от непоправимой порой беды».
А до беды, как выяснилось, очень недалеко всем, а не только жителям несчастной Комаровки. Когда там убитые горем родители уже оплакивали своих детей, четверо подростков в Таганроге оказались на оторванной льдине. Хорошо, что было это недалеко от Приморского парка, где гуляли люди, вовремя вызвавшие МЧС. Спасатели быстро прибыли на место ЧП, вброд подобрались к «путешественникам» и эвакуировали их на сушу. Самому младшему из детей оказалось всего 10 лет, самому старшему – 14. Что они собирались делать на льду? Знали ли родители, где их дети находятся? И – главное! – была ли у них альтернатива той прогулки?
«Гибель ребенка - это всегда трагедия, а трагедия, которую можно было бы предотвратить, еще сильнее ранит, – сожалеет о случившемся пресс-секретарь Федерации плавания Ростовской области Мария Иванова. – Очевидно, что большое количество детей – не только в селах, в городе тоже, откровенно не знают, куда себя деть. Согласитесь: был бы в том же селе самый примитивный каток или ледяная горка, вряд ли дети пошли на тот тонкий лед. Нехватка таких элементарных сооружений налицо. Гибель детей на открытых водоемах летом – та же беда. Необходимо больше внимания уделять обучению детей плаванию и – главное! – дать им всем возможность куда-то положительно применить свою любознательность и энергию».