Долгожданный мост в створе улицы Сиверса сегодня открыли «в тестовом режиме». Видимо, устав ждать высокопоставленных гостей, власти региона справедливо решили, что комфорт горожан дороже политеса и вдохнули в ростовскую транспортную систему новую жизнь.
О нем заговорили еще до того, как эксперты в октябре 2007 года вынесли свой приговор главным «южным воротам» Ростова – Ворошиловскому мосту. За несколько лет возросший в разы поток автотранспорта так раскачал экспериментальную конструкцию Ворошиловского, что даже прокуратура заинтересовалась – чей просчет? Оказалось – ничей: эксперимент – это всегда риск.
Поэтому в случае с новым автомобильным мостом через Дон решили велосипедов не изобретать. Как только в Волгограде «затанцевал» их новый мост, ростовские строители и чиновники поспешили горожан упокоить – такого у нас не случится. «Я мостами занимался и ранее, и мое первое впечатление после этих событий было то, что не надо строить по полмоста, – поделился тогда своей уверенностью зам главы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Виктор Кочерга. – Просто там (в Волгограде. – Прим. автора) были нарушены принципы аэродинамики таких сооружений. А учитывая то, что перед этим мостом через Волгу громадное пространство для ветровой нагрузки, и сделан был парус с одной стороны, а с другой не был сделан, то мост в этом плане не был сбалансирован. Поэтому неудивительно было получить вот такие колебания.
После этого было много консилиумов, и сейчас пришли директивы из федерации, мы сейчас все наши вот такие конструкции будем проверять на аэродинамику. Мост будет проверен и на компьютерной модели, и в аэродинамической трубе. Но у меня, честно говоря, каких-то опасений нет. У нас хватило и терпения, и помощи, чтобы завершить его в полном проектном варианте, и я думаю, что все будет нормально».
Мост закончили раньше срока – планировали в 2011, но уже в ноябре 2010 на новое дорожное покрытие нанесли разметку и стали ждать больших гостей.
Без помощи из федерального бюджета такой проекта Ростову бы ни за что не осилить: обошелся он донцам в 8,18 млрд рублей, в то время как на все свои нужды, например, в 2011 году область планирует потратить около 90 млрд рублей. Очень дорогой подарок получился.
Не обошлось без шероховатостей. С обеих сторон мост неизбежно должен был пройти либо по чьей-то земле, либо по домам. Властям города каким-то образом удалось договориться с 17-ю владельцами участков на левом берегу Дона, и с 20-ю – на правом. Судя по тому, что с пикетами под мэрией, как в случае с Сочи, никто не стоял, дипломатические мероприятия прошли успешно.
Еще один щекотливый момент – сроки строительства моста. Молодым – все равно, а вот ростовчане постарше как узнали, что мост построили за два года, так сразу засомневались: разве успеют основания моста и эстакад за это время отстояться да на наших проблемных грунтах?
«Действительно, раньше мосты не строили за два года, – просветил корреспондентов 161.ru профессор автодорожной кафедры РГСУ, где обучаются мостостроители, Михиал Ищенко. – Требовалось минимум 4-5 лет на это. Но сейчас технологии шагнули так далеко, что даже большепролетные мосты на Западе строят за полгода. Эти технологии позволяют справиться и с нашими грунтами. Мост в створе Сиверса держится на буро-набивных сваях и свайном фундаменте. Конечно, грунт сложный, и строителям пришлось потрудиться. На его строительстве в качестве мастеров трудились мои студенты-дипломники, о технологиях его возведения я знаю все. У меня, как у специалиста, нет сомнений в его безопасности».
Дорогой подарок городу сегодня уже смогли оценить тысячи автомобилистов, которые утром узнали, что мост открыли в тестовом режиме.
«Что сказать – мост хороший, – вполне искренне делится впечатлениями от поездки автомобилист со стажем Петр Селютин. – С левого берега до вокзала я долетел за шесть минут. Это фантастика. Конечно, сегодня машин было немного – не все же знают, что мост открыли. Но все равно».
Единственная претензия автомобилистов – разметка и указатели. Говорят, так сходу – не разобраться. А если еще человек не местный. «Ну и, конечно, две полосы – это как-то несерьезно для моста федерального значения», – добавляет еще один автолюбитель, не называя имени.
Эта «федеральная» значимость моста уже встала поперек горла ростовчанам. Стоя в вечных заторах в южном направлении в центре города, водители и пассажиры на чем свет стоит ругали федеральных чиновников, без которых готовый мост никак не могли открыть. Запланированное на 10 декабря официальное торжественное перерезание красной ленточки должно было состояться в исполнении если не самого премьер-министра, то министра транспорта РФ – как минимум. Одни говорят – погода случилась нелетная, другие кивают на межнациональные волнения во всех трех столицах, включая Южную – Ростов. Так или иначе, власти региона приняли долгожданное и очень народное решение: мост открыли пока в тестовом режиме, но безо всяких ограничений.
«Сейчас, когда машины пошли, мы будем изучать плотность потока, анализировать возникающие проблемы, чтобы постепенно совершенствовать систему знаков и разметку на въездах и съездах с моста», – заверил корреспондента 161.ru представитель отделала пропаганды ОГИБДД УВД по Ростову-на-Дону Александр Сорокин.
На фоне этого ростовского общедорожного праздника все как-то позабыли о Ворошиловском мосте, который то закрывали, то открывали, то грозились сделать пешеходным, попутно что-то подтягивая, меняя и проводя экспертизы. «С проблемами Ворошиловского моста я тоже хорошо знаком, и могу сказать одно: мост хороший. Конечно, проектировщики в 60-х годах заложили для него один максимум нагрузки, а сейчас и техника стала другой, и нагрузки возросли. Но если ввести некоторые ограничения и открыть мост только для легкового транспорта, например, он прослужит еще лет сто. При должном уходе, конечно», – уверен Михаил Ищенко.
Одна проблема – нет названия у нового моста. По всему видать – быть ему Сиверсом, но власти города еще надеются переломить ситуацию и призывают горожан проявить фантазию – придумать мосту название.
Можно, например, «Мундиаль» – как-никак тоже подарок «сверху» и не менее желанный.
Фото: Видео Андрея РЫЖКОВА, монтаж Юрия ЛЯШКО