Ростовский областной суд довел местного импресарио до голодовки. Судья обязал Валерия Фурмана выплатить Российскому авторскому обществу (РАО) 450 тысяч рублей, но при этом применил недействительное постановление правительства.
О своем решении начать голодовку Валерий Фурман объявил 16 июня на специально собранной пресс-конференции в Ростове-на-Дону. Он убежден: поведение судей Ростовского областного суда выходит за рамки правового поля, тесно граничит с коррупцией и даже попахивает попыткой подрыва авторитета власти.
Все началось с судебного иска, который РАО выставило Валерию Фурману после концерта Валентины Пономаревой и Евгения Дятлова на сцене ростовской филармонии. РАО убеждено: певцы исполняли песни, права на которые оно стережет на просторах не только России – всей Земли. На этом основании авторское агентство потребовало от импресарио выплатить 450 тысяч рублей правообладателям. Предприниматель возмутился. «Согласно Гражданскому кодексу, считается, что только три субъекта могут «осуществлять использование музыкальных произведений» – это сам исполнитель, его продюсер или дирижер оркестра, – недоумевает импресарио. – Я, как индивидуальный предприниматель, занимаюсь гостиницей, транспортом, устройством артиста. Я же не пою и деньги за это не собираю!»
Бизнесмен немного лукавит: еще два года назад в стране действовало Положение правительства РФ от 21.03.1994 №218, которое прямо гласило: «плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений признаются юридические и физические лица, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений. Что было – то было, но. «Это постановление первого января 2008 года утратило силу, – говорит Валерий Фурман. – И когда это случилось, все мы, организаторы концертов, вздохнули с облегчением. Но не тут-то было».
Когда дело в очередной раз дошло до суда, ростовские судьи «на голубом глазу» взяли это постановление за основу и встали на сторону РАО. Даже квалифицированные юристы недоумевают. «Да, действительно, Ростовский областной суд, вынося решение по этому делу, руководствовался недействующим постановлением», – подтвердила слова Валерия Фурманова известный ростовский юрист в области авторского права Ольга Курганова. На просьбу прокомментировать этот факт лишь недоуменно пожала плечами.
Правовые последствия такого решения могут быть самыми плачевными, считают юристы и бизнесмены. «В таком случае, что мешает нашему суду применять декреты Совета народных комиссаров от 1926 года или Соборное уложение 1649 года? – обреченно язвит Валерий Фурман. – Почему бы не признать меня колдуном, например, и на кол не посадить?»
По словам его коллеги из компании «Юг-Арт», которая тоже занимается организацией концертов звезд, подобная практика для ростовских судов – привычное дело. По непонятным причинам все судебные тяжбы, которые здесь затевает РАО, заканчиваются в пользу РАО. Какими бы нелепыми эти решения не были. До сих пор у всех на слуху скандал с группой Deep Purple, которого РАО обязало заплатить за... собственные песни. В еще более щекотливом положении оказался г-н Турецкий, который со своим хором в прошлом году едва не лишил женщин их праздника. Концерт был назначен на 8 марта, а седьмого в московском офисе г-ну Турецкому отказались выдать лицензию на исполнение некоторых песен. А после того, как концерт все же состоялся, радостно подали на Турецкого в суд. Причем – удивительное дело! – те, чьи права РАО якобы защищает, далеко не всегда знают об этом и поддерживают их. Например, писатель Леонид Каганов, который фигурировал в деле «Турецкий против РАО» даже официальное заявление на своем сайте по этому поводу вывесил. «Я, Леонид Каганов, не имею никакого отношения к делу 2-1033/09 ростовского суда и узнал о нем случайно. Я не подавал никаких исков и не получал от РАО известий о том, что от моего имени выдвигается иск. Я зарегистрирован в РАО давно, мои координаты там известны – мне неоднократно звонили по оргвопросам и присылали письма. Я выражаю возмущение: какая причина мешала РАО поставить меня в известность, что мое имя собираются использовать в качестве истца по делу о якобы моих правах?»
«Все дело в огромных и бесконтрольных суммах, которыми ворочает РАО, – убежден учредитель ОО «Общество участников культурно-досуговой деятельности» Руслан Михайленко. – По сути, эта организация никому не подчиняется и никем не контролируется. Авторские они получают, но как, кому и сколько перечисляют – никто не знает. Что мешает, например, им внести в список своих «подопечных» совершенно «левого» человека и на его имя переводить какие угодно суммы?»
По словам Руслана Михайленко, после отмены пресловутого 218-го постановления, РАО попало в очень странное положение: авторы и исполнители сами могут и без его посредничества договариваться и о суммах, и о порядке выплат. Тогда, в августе 2008 года РАО получило полномочия поистине безграничные: теперь оно может отстаивать авторские права даже тех, кто их об этом не просит.
То, что РАО организация могущественная, инициатор голодовки убедился лично. По словам Валерия Фурмана, его неоднократно предупреждали с РАО не связываться, и на положительный исход дела в суде не надеяться. Но чтобы суд пошел на такое вопиющее и явное нарушение закона – этого предприниматель не ожидал.
«У меня есть несколько объяснений произошедшего, – поделился своими соображениями инициатор голодовки. – Возможно, коррупция в судебной системе достигла таких размеров, что судьи уже никого и ничего не боятся. Другая версия – экзотическая – это внезапная психическая инфекция, которая одолела коллегию ростовских судей в составе судьи Джакобиян Г. А., Корниловой Т. Г., Худяковой И. Н. При секретаре Калмыковой В., и они приняли столь странное решение. Но я не исключаю того, что это – демарш и провокация, направленные на дискредитацию действующих властей и президента, который объявил войну коррупции. И за этими судьями стоят вполне конкретные силы. Если это так, то это уже не дело двух хозяйствующих субъектов, а проблема государственной безопасности страны!»
По словам импресарио, он намерен голодать, пока прокуратура или президент РФ не обратят внимания на эту проблему. Одновременно, он призвал всех своих коллег в стране объединиться в борьбе против действий РАО и создать... альтернативную ему структуру.