У православных с этого понедельника начался Великий пост. Несоблюдение его требований, как утверждает известный в Ростовской области священник, вовсе не является тяжким грехом. Это касается и запрета на интимную жизнь. Священнослужители призывают не к самонасилию, а к просветлению путем отказа от излишеств.
Только треть православных россиян будут соблюдать требования начавшегося православного поста. Это известие, против ожидания, нисколько не огорчило протоиерея, благочинного Ростовского округа отца Иоанна Осяка. На сегодняшней встрече с журналистами благочинный удивил собравшихся толкованиями сути поста, которые очень здорово разнятся с общепринятой точкой зрения. В частности, это касается ограничений, которые православный пост накладывает на людей.
«Многие верующие глубоко заблуждаются в том, что суть православного поста – только в соблюдении запрета на употребление определенных видов пищи и на воздержание от интимной жизни. Мало, кто осознает, что даже само понятие «запрет» не должно применяться к посту. Почему-то для многих людей пост – это только ограничнения в питании, своеобразная диета, которая при ее строгом соблюдении приводит к очищению души и гарантирует безгрешное существование в течение всего остального года, – изложил общепринятую среди обывателя точку зрения отец Иоанн и тут же опроверг ее. – Пост начинается с желания очиститься от грехов и стать лучше, избавиться от ненужного, лишнего, и самоограничение в пище – только одна из составляющих этой потребности».
Благочинный не проявил ханжества и в обсуждении такой деликатной темы, как возникающие у многих супругов сложности при попытках воздержания от интимной жизни во время поста.
«Самые разные могут быть ситуации. Например, один из супругов верующий, другой – нет. Один из них понимает, что на это время стоит воздерживаться, другой этого пока не принял, и что дальше? Ну, потребует верующий супруг воздержания, его половина взбунтуется, в лучшем случае возникнет семейный скандал. А то еще хуже, обиженная половина возьмет и пойдет на сторону. То есть получается, что верующий супруг толкнул неверующего на грех, на блуд. И какова цена будет такому воздержанию?!», – резонно вопрошает отец Осяк. Он приводит слова священного писания, в котором сказано: в своей жене нет греха.
«Воздержание супругов есть деяние, совершаемое только по взаимному и доброму согласию, в противном случае оно того не стоит, и пользы от него не будет никакой», – делает неизбежный вывод отец Иоанн.
Коснулся благочинный и прямо противоположной ситуации, то есть категорического требования к себе многих верующих в ортодоксальном соблюдении всех канонов поста, даже если это вредно для здоровья. Разговор начался с реплики одного из журналистов, который пожаловался на свою престарелую родственницу. Она, будучи ветераном войны, строго соблюдает все посты вопреки требованиям медиков.
«Сколько, вы говорите, ей лет? 92? – живо интересуется благочинный. – А вы не думали о том, что она и прожила так долго потому, что соблюдала посты? Уже одно это должно было натолкнуть ее родственников на мысль: а стоит ли требовать от нее отказа от поста?».
В то же время отец Иоанн настоятельно рекомендует очень осторожно относиться к соблюдению канонов тем, кому это действительно может нанести вред.
«Возьмите младенцев, питающихся молоком матери – говорить о соблюдении ими поста смешно, верно ведь? А беременные женщины, ведь бывает, что им хочется именно того, чего нельзя, так что же – запрещать? А если человеку жизненно необходимо употреблять именно этот продукт – что прикажете делать?»
Отец Иоанн снова приводит слова священного писания, суть которого в следующем: соблюдающий пост не должен требовать того же от несоблюдающего его, и наоборот.
Корреспонденту 161.ru удалось выйти на того самого ветерана войны, о котором говорилось во время пресс-конференции. Ею оказалась Нина Федоровна Ифанова. Пожилая женщина вовсе не является ортодоксом.
«Конечно, мне ограничения в еде соблюдать тяжело, тем более, что Великий пост – самый длинный, семь недель. И я вовсе не выполняю все запреты, например, молочное кушаю, потому что мне это необходимо для здоровья. А во всем остальном – соблюдаю. Да и суть поста не в запретах, а в просветлении, к которому стремится всякий верующий», – подтвердила Нина Федоровна довод отца Иоанна.
38-летний грузчик из Ростова-на-Дону Николай Стогов – глубоко верующий человек, но соблюдать пост не намерен.
«Мне нужно много сил для работы. Я раньше пробовал – после этого начинаю плохо себя чувствовать, слабею. Не знаю, может, у меня просто не хватает силы воли, но батюшка не заставляет, говорит, если тяжелая работа, то не обязательно», – сказал Николай Стогов. Он оговорился, что когда-нибудь в будущем он попробует попоститься.
Между тем, нынче Пост в Ростове приобретает некую популярность, если можно так выразиться: так, количество постных продуктов увеличилось на рынках, в магазинах и крупных супермаркетах. Постные блюда есть в меню областной администрации, мэрии Ростова-на-Дону, в вагонах-ресторанах поездов СКЖД.
«Хоть в писании и сказано, что путники могут не соблюдать пост, у нас с учетом Великого поста разработано отдельное меню – для тех, кто даже в пути стремится соблюдать некие каноны. Выбор постных и вместе с тем очень полезных блюд представлен в ассортименте вагонов-ресторанов магистрали уже сегодня», – сказала сотрудница Северо-Кавказской железной дороги Ирина Резниченко. А диетологи подчеркивают, что курсы голодания не делают людей худыми и здоровыми, а наоборот, превращают их в толстых и больных. Надо уметь регулировать чувство голода. Логично предположить, что для того, чтобы начать худеть, нужно научиться быть сытым. Таково мнение экспертов в области диетологии.
Что касается пищи постной, то это преобладание в рационе продуктов, богатых клетчаткой, она дольше переваривается и способствует долговременному чувству сытости. Зерновые, овощи, фрукты, салат, бобовые должны ложиться в основу диетической пирамиды. Также диетологи рекомендуют принимать пищу четыре раза в день.
Фото: Фото автора