В ночь с 25 на 26 января в Ростовской области дан официальный старт милицейской операции «Улица и дети». Итоги первого областного рейда – 80 праздношатающихся по ночным улицам подростков. Операция эта, говорят инспекторы по делам несовершеннолетних, скорее, профилактическая, нежели карательная. Просто еще не все жители Дона знают о существовании областного закона о «комендантском часе» для подростков. В первом ночном рейде участвовал и корреспондент 161.ru.
В одну из самых холодных ночей, когда «за бортом» -24 по Цельсию, ровно в 22:00 представительная группа, состоящая из людей в милицейской форме и гражданских костюмах, поеживаясь от непривычного для Ростова мороза, отправилась вдоль по улице Пушкинской. Привлекательная для туристов пешеходная часть Пушкинской в последнее время превратилась в место тусовки студентов и учащихся школ. В Ростове улицу быстро окрестили «Алкопушкинской». И на то были причины: молодежь здесь не просто общается, а еще и разогревается алкогольными коктейлями, пивом и чем покрепче.
Миловидная девушка в капитанских погонах, начальник Кировского ПДН Елена Чекина по дороге рассказывает: «"Комендантский час", как вы, журналисты, уже назвали новый областной закон, призван, в первую очередь, защитить подростков. Ведь гуляющий ночью ребенок – легкая добыча для преступника. Ладно, если только мобильный телефон отберут у ребенка, а если завезут куда-нибудь, не дай бог – убьют?! Мы, милиционеры, сталкиваемся с такими фактами». На улице Пушкинской в этот час ни души: мороз не располагает к сидению на лавочках. Зато, говорят оперативники, способствует сидению в уютных питейных заведениях и пребыванию в ночных клубах. День студента как-никак. Оперативники оказались правы.
В одном из городских спортбаров заметили 12-летнего подростка. В питейное заведение Дениса привела его изрядно подвыпившая мама и ее друзья. Чтобы сын не слушал разговоры взрослых, мамаша посадила его за отдельный столик и заказала пиццу. В двенадцатом часу ночи мальчик сидел в прокуренном помещении среди употребляющих спиртные напитки и частенько нецензурно выражающихся людей. Когда в баре оказались милиционеры, мать усадила ребенка к себе за столик. Мол, придраться не к чему: мальчик под присмотром взрослых. Но когда Елена Чекина сделала мамаше замечание, та буквально взорвалась.
«В Ростове грабят и убивают каждый час, а некоторым ментам, я смотрю, заняться нечем, как учить меня воспитывать своего сына, – на вопли «фурии» оглянулись все посетители бара. – Он же не пьет, он сидит и ест пиццу!» Успокоить дамочку довольно быстро смог оперативник Саша, который что-то тихо-тихо ей сказал, и вся честная компания оделась и покинула бар. Уже на улице мать стала кричать на сына: «Ну что, поел пиццы?! Не хватало, чтоб еще твой отец об этом узнал». На помощь испуганному Денису пришли журналисты, которые попытались урезонить женщину. «Огонь» перекинулся на пишущую и снимающую братию, которая и не такое слышала и видела. Выпустив пар, дамочка удалилась. А капитан Чекина тем временем составляла протокол на администратора бара Анастасию. Она каялась, но, похоже, больше переживала о том, что лишилась постоянных клиентов. Публика в спортбаре принялась горячо обсуждать «комендантский час».
«Да это правильное решение, – разоткровенничались 22-летние Александр и Алексей. – После работы иногда хочется посидеть за кружечкой пива, поговорить спокойно, а малолетки ни пить не научились, ни правильно себя вести – вечно зачем-то кричат, потом кому-то становится плохо. Картина та еще... А с принятием закона все придет в норму. Успеет тот же 15-летний подросток в своей жизни и выпить, и погулять. Но пусть для начала вырастет и ума наберется. И правильно вы, журналисты, сегодня делаете, что все это снимаете – половина ростовчан точно еще не знает о "комендантском часе"».
Но вот протокол оформлен, хозяина бара ждут неприятности, а журналистов и милиционеров – ночной клуб на Красноармейской.
Войти в этот клуб сразу даже людям в форме не удается: охрана, соблюдая установленный порядок, вызвала директора заведения. Тот потребовал у всех удостоверения, милицейские предписания и только затем нехотя впустил в клуб оперативников. В клубе вечеринка «День студента», поэтому большинство молодых людей с зачетками, студенческими билетами и паспортами. Оперативники наметанным глазом осмотрели посетителей, парочку из них проверили и показали Елене – мол, все чисто.
«У одного парня проверили зачетку – четвертый курс, и знаете, в зачетке хорошие оценки стоят. Такому не грех отметить День студента», – радуется за парня милиционер.
Только отъехали от клуба – увидели трех юных леди. Остановились проверить.
Оказалось, что самой старшей из них едва исполнилось 15. Школьницы направлялись повеселиться как раз в этот клуб. Однако вместо веселой вечеринки милиционеры вежливо предложили девочкам, не достигшим даже возраста абитуриенток, место в УАЗике, в котором их повезли домой.
«Там сотрудники ПДН составят в отношении их родителей административные протоколы и проведут беседу. Час ночи, а девочки одни, – вздыхает Елена Чекина, а машина между тем везет всех участников рейда к отделению милиции. – Знаете, у меня своих детей еще нет, зато есть двое племянников. Так вот, для них ликбез я уже провела: рассказала о новом законе и о том, что это придумано для их же блага. Да и родителей этот закон заставит серьезнее относиться к своим обязанностям».
Областной закон №346 вводит новую норму: «Дети до 16 лет не имеют права находиться на улице с 1 ноября по 31 марта с 22:00 до 6:00, а в летнее время – с 23:00 до 6:00». То есть если патруль милиции остановит на улице ребенка вне этого времени без сопровождения родителей или официальных попечителей, то в отношении взрослых составляется протокол, а затем документ попадает в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства нарушителя. А там уже будут принимать решения.