Власти Кубани, ссылаясь на эпидемию африканской чумы свиней в Ростовской области, запретили своим торговым сетям закупать на Дону не только мясо, но и молоко, и рыбу, и даже мед. Производители недоумевают: ведь коровы чумой свиней не болеют. Но в Краснодарском крае, похоже, их никто слушать не желает. Соседи явно намерены воспользоваться ситуацией, чтобы поддержать своего производителя.
Сегодня стало известно, что ряд ростовских производителей молочной продукции терпят многомиллионные убытки из-за того, что машины с их товаром в Краснодарский край не пускают. Всему виной постановление зам начальника управления ветеринарии Кавказского района Краснодарского края г-на Еловенко, который таким образом решил не пустить вирус африканской чумы свиней на вверенную ему территорию. «Предписываю: приостановить ввоз сырья и продукции животного происхождения, не подвергшейся термической обработке в режимах, обеспечивающих обеззараживание вируса африканской чумы свиней, произведенных на территории неблагополучных по африканской чуме свиней субъектов», – гласит предписание управления от 21 октября 2009 года за подписью г-на Еловенко. И, по данным 161.ru , благодаря обширной формулировке «сырье и продукция животного происхождения», по данным под запрет попали не только мясо свиней и изделия на его основе, но и птица, и рыба, и даже мед. По крайней мере сразу две крупные торговые краснодарские сети, в том числе хорошо знакомый ростовчанам «Магнит», отказались закупать донскую молочную продукцию, ссылаясь на запрет управления ветеринарии.
Африканская чума свиней, которая свирепствует в области с конца сентября, уже нанесла ущерб животноводству области, забрав жизни 10 000 хрюшек и, похоже, пытается затащить в могилу другие отрасли возрождающегося агропромышленного комплекса Дона. «Вот этого мы и боялись, – поделился опасениями с корреспондентом 161.ru чиновник областной администрации, который пожелал не называть своего имени. – Начинаются ограничения, которые повлекут негативные последствия для экономики области. Эти последствия могут быть и незначительны, а могут стать и очень серьезными. При этом имейте в виду, я вовсе не предрекаю экономическую катастрофу, ни в коем случае! Но в условиях продолжающегося финансового кризиса происходящее очень неприятно».
«К сожалению, машины с производимой нами продукцией возвращаются в Ростов, – рассказал корреспонденту 161.ru начальник отдела продаж компании «Белый Медведь» Денис Афанасьев. – Наши краснодарские партнеры, с которыми мы сотрудничаем очень давно, вынуждены это делать по причине наложенного ветеринарами запрета, ставшего полнейшей неожиданностью для всех».
Сельхозпроизводители возмущаются: понятно, почему сырую свинину ввозить нельзя; можно поставить под сомнение честность производителей и не принимать у них колбасу и копчености, но почему запрет лег на всю сельхозпродукцию? «Молоко и вся продукция на его основе проходит очень тщательную термическую обработку, – недоумевает начальник отдела по работе с ключевыми клиентами компании «АЛЛ», занимающейся производством молочной продукции, Юрий Смолянинов. – После пастеризации никаких вирусов там быть не может. Да и вообще, какое отношение коровье молоко может иметь к африканской чуме свиней?! Не сомневаюсь, что власти Краснодарского края воспользовались ситуацией, чтобы под шумок прижать ростовских поставщиков и зачистить рынок для местных производителей!» По словам Юрия Смолянинова, машины компании «АЛЛ» развернули на распределительном пункте, куда свозится вся продукция для дальнейшего распространения по торговым сетям Краснодарского края, 22 и 29 октября. Пока представители фирм-производителей «опальной» молочной продукции не озвучивают суммы нанесенного ущерба, но, по их словам, речь в скором времени пойдет о миллионах рублей.
Понять соседей можно – кому охота подставлять под удар с такими трудами выращенное свинопоголовье. Но, по мнению министра сельского хозяйства Ростовской области Игоря Кузнецова, соседи превысили «пределы самообороны». «Эти запреты не имеют под собой юридического основания: на всю продукцию, конечно же, не должны распространяться ограничения, – заявил Игорь Кузнецов на пресс-конференции, которая состоялась 2 ноября и на которой поднимался вопрос о реакции прилегающих регионов на введение карантина по АЧС. – Но я хотел бы отметить, что и мы ввели карантин в Ростовской области не только на вывоз продукции, но и на ввоз».
Такое распоряжение действительно существует, однако назвать его адекватным ответом на, мягко говоря, несоседское поведение соседей вряд ли можно. Так, по данным областной ветеринарной службы, на территорию Ростовской области нельзя ввозить лишь живых свиней и свинину, не подвергшуюся термической обработке.
Кубанские же власти, зацепившись за формулировку «продукция животного производства», постарались выжать из ситуации все возможное, максимально расширив список «продуктов нон грата». Однако сделали это с достойной уважения хитростью: предписание появилось лишь на территории одного, Кавказского района. Его запросто можно списать на самодеятельность местных управленцев. На момент написания материала получить объяснение по этому поводу от представителей управления ветеринарии Кавказского района не удалось. По единственному указанному в Предписании телефону «поговорить» можно было только с автоответчиком. Но редакции удалось узнать, что именно в этом районе находится тот самый логистический центр, откуда потом продукция расходится по сетям всего края. Примечательно, что пока без донского молока и творога останутся только супермаркеты кубанской торговой сети «Магнит» и магазины шаговой доступности ООО «Табрис». На полки остальных крупных ритейлеров, таких как «Перекресток», «Пятерочка», «Метро», «Ашан», продукция из Ростовской области поступает. Видимо, повлиять на федеральных сетевиков властям Краснодарского края не удается. А, может быть, пока им вполне достаточно уже отвоеванных полок. Без ответа остается главный вопрос: в кризис, когда заниматься переработкой продукции стало на порядок тяжелее, кто компенсирует донским предпринимателям убытки от таких решений?