Ростов посетил всемирно известный художник, скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели. В южную столицу он привез выставку своих полотен. И пока культурно искушенная часть общественности наслаждается двухмерными творениями Зураба Константиновича, оставшиеся горожане задаются вопросом, зачем на самом деле пожаловал в Ростов «мастер больших форм».
Выставка художников такого уровня, как правило, в сопровождении автора не нуждается. Но президент Российской академии художеств прилетел в Ростов, видимо, не только для этого. «Я сам не знаю, какие работы сюда приехали, – с непередаваемо обаятельным грузинским акцентом, шутя, отмахнулся от вопросов журналистов художник. – Этим занимался мой выставочный отдел. Вот сейчас пойду, посмотрю, что они там навыбирали». Но до «пойду посмотрю» дело дошло нескоро: Зураб Константинович почти час раздавал подарки. Мэр города Михаил Чернышев из рук мастера получил медаль Российской академии художеств с надписью «Достойному». А ректора ЮФУ Владислава Захаревича и руководителя пединститута ЮФУ Владимира Мареева в душном маленьком зале музея скульптор лично облачил в мантии – ученые стали почетными членами академии. Два зама мэра – Сергей Манаков и Валентина Леденева вместе с директором музея изобразительных искусств Светланой Крузе получили благодарности. «Такие награды надо было им давно в Москве вручить, в торжественных условиях», – посетовал Зураб Константинович, заметив на некоторых свидетельствах летние даты. Михаил Чернышев моментально парировал: «У нас люди скромные, в Москву за наградами не поедут!»
В знак благодарности то ли за визит, то ли за подарки местные деятели преподнесли художнику «сработанную под старину» грамоту старочеркасских казаков, начинающуюся словами «мужу славному и достойнейшему», полевую форму есаула и набор семикаракорской керамики.
После церемонии мэр охотно согласился позировать ростовским фотографам с наградой, а заодно ответил на главный вопрос, не дававший покоя журналистам с начала визита: будет ли в Ростове установлена какая-нибудь из масштабных работ Зураба Церетели. «У нас постоянно проводятся различные конкурсы на эту тему, и если Зураб Константинович в них победит наших художников, то будут его работы стоять в городе Ростове-на-Дону, – подогрел интригу Михаил Анатольевич. – Такие конкурсы мы иногда по несколько раз откладываем, потому что борьба в них начинается нешуточная совсем». Мэр сказал, что установкой в городе различных «малых и крупных» художественных форм не распоряжается один человек. Необходимо коллегиальное решение архитекторов и искусствоведов, которые определяют кому (или чему), когда и, главное, где устанавливать тот или иной памятник. А уже после этого выбирается художник-исполнитель. «Если в этой борьбе победит Зураб Церетели – я лично буду рад, но, скажу я вам, наших ростовских художников не так уж легко победить!» – улыбнулся Михаил Чернышев.
Зато ректор ЮФУ решился пофантазировать. «Я, например, вижу работу Зураба Церетели на пятачке возле зданий ЮФУ на Западном, пересечение Стачки и Зорге, – поделился своими мыслями с корреспондентом 161.ru Владислав Захаревич. – Правда, не знаю, что это за сооружение должно быть. Понятно, что оно должно символизировать саму идею ЮФУ. Мы выбрали своим символом треугольник, но этот образ надо как-то развить». На вопрос, не рискнет ли ЮФУ обратиться к мэтру с просьбой додумать и воплотить образ, ректор рассмеялся и отрицательно покачал головой.
Перспектива заполучить для Ростова какого-нибудь своего «Петра Великого», вроде того, что пугает прохожих на набережной Москвы-реки, не смущает известного ценителя городских ландшафтов Александра Кожина. «Ростов – город большой, он все выдержит, – философски отметил в беседе с корреспондентом 161.ru председатель ростовского регионального отделения всероссийского общества защиты памятников истории и архитектуры Александр Кожин. – Здесь много новых районов с многоэтажками – та же Левенцовка, например. Почему бы и нет, если это будет действительно красиво. Понятно, что центр города в этом плане трогать нельзя». По мнению Александра Кожина, визит именитого мастера в Ростов может быть совсем не случайным. «Судя по тому, как его встречают, на каком уровне все организовано, вполне возможно, Ростов скоро выйдет из списка "городов, свободных от Церетели"», – предположил эксперт.
Правда, ни о чем таком речи не было на пресс-конференции, которую мэтр любезно дал перед началом своего мастер-класса для молодых ростовских художников. Он в очередной раз посетовал на несовершенство условий, в которых сейчас приходится жить и работать русским художникам. Очень много говорил об исключительной одаренности подрастающего поколения. «Я! Я сам у них постоянно учусь чему-то, – поделился именитый художник. – Недавно на занятиях рисовали фантазии. Я сказал: «Хватит натуры, давайте рисовать то, что приходит в голову!» Когда я посмотрел их работы... Знаете, Пикассо бы умер от зависти!» На традиционный вопрос о ближайших творческих планах 75-летний скульптор вначале отвечать не захотел. «Не люблю загадывать наперед», – попытался уйти от ответа Церетели. Но потом сознался: готовит 33-метровую статую Христа для Соловков. Несколько лет назад он побывал там вместе с покойным Алексием Вторым, искал следы репрессированного деда, которого, как выяснилось позже, расстреляли под Кутаиси. Ростовские журналисты напомнили художнику, что тот обещал городу подарить памятник легендарному деятелю русского кино Александру Ханжонкову. Ничего конкретного о дате получения подарка мастер не ответил. «Модель готовая уже лежит на заводе, – сообщил Зураб Константинович. – Но еще не отлита». Зато очень оживился на вопрос корреспондента 161.ru о том, хочет ли он что-то грандиозное соорудить в Ростове. «От вас все зависит, – по-отечески улыбнулся художник. – Как захотите – так построю!»
Фото: Фото автора