Слетать в Москву за 250 рублей – четверть стоимости автобусного тарифа. Невероятную ценовую политику анонсирует авиаперевозчик, выходящий на направление «Ростов-на-Дону – Москва». Эксперты считают, что идея рискованна: компания может перешагнуть грань доверия потенциальных пассажиров.
Билет на авиарейс Ростов–Москва можно будет вскоре приобрести по тарифу в 250 рублей. При этом оговаривается, что дополнительно надо будет оплатить сборы аэропорта и, по желанию, медицинскую страховку. Обязательная страховка в тариф уже включена. И это притом, что традиционные авиаперевозчики берут за билет на такой рейс более трех тысяч рублей, а цена билета на автобус до Москвы составляет около тысячи. Сверхэкономичное предложение авиапассажирам делает «Авианова». Правда, при этом пресс-секретарь компании Виктория Афонина оговаривает, что по такой цене можно будет приобрести билеты только на первые 45 мест (и это количество будет варьироваться), а далее по мере убывания билетов их цена возрастает.
«250 рублей – это тариф авиакомпании. Все остальное – багаж, бронь, сборы – оплачиваются дополнительно. Но поскольку тариф кампании невысокий, пассажир вполне может рассчитывать на сумму около 600 рублей за билет в одну сторону. Чем раньше будет куплен билет, тем он дешевле. Для перевозок мы используем самолеты Airbus 320 вместимостью 180 пассажиров. Возраст машин – 12 лет, куплены в лизинг. Первый рейс в Ростов планируется 29 августа», – рассказала Виктория Афонина.
Можно было ожидать, что появление нового конкурента должно было вызвать переполох не только у авиа, но и авто-, и у железнодорожных перевозчиков. Однако коллеги по транспортному цеху встречают новость, скорее, недоумением. Представитель ОАО «Аэрофлот-Дон» Дмитрий Бакулин заявил, что донской авиаперевозчик вообще не видит в новой компании конкурента.
«Да пусть летают, на здоровье. У нашей авиакомпании свой пассажир, который знает нас много лет. Мы пользуемся доверием клиентов, гарантируем определенный уровень комфорта и надежности, так что ничего страшного», – считает Дмитрий Бакулин.
Генеральный директор ОАО «Донские автобусные линии» Олег Кривошеев проявил большую эмоциональность, оценивая тарифную политику теперь уже и его конкурента.
«Да эта цена просто абсурдна, она не выдерживает критики, она просто не может иметь никакого экономического обоснования, – возмущается собеседник корреспондента. – Сомневаюсь, что пассажиры отнесутся к этой цене с доверием... Возможно, что это просто рекламный трюк с целью привлечь к себе внимание потенциальных пассажиров, во всяком случае, ни один здравомыслящий человек не примет этого сообщения всерьез».
К работе низкотарифных авиакомпаний в Ростовской области, да и в России, действительно, сложилось определенное предубеждение. А качество сервиса вообще довело компанию SkyExpress до суда. Представителю ростовской фирмы JBI Expert Олегу Проскурину «посчастливилось» пережить разгерметизацию салона, возвращение в аэропорт и несколько часов ожидания нового рейса. В итоге партнер юридической компании выиграл дело против SkyExpress и должен получить 50 тысяч рублей в качестве компенсации. Кроме этого коллектив компании принципиально не пользуется услугами авиакомпаний-дискаунтеров. Юрист фирмы JBI Expert Марина Скибенко не сделала исключения даже для сверхпривлекательной «Авиановы».
«Сколько вы говорите? 250 рублей? И сборы на топливо включены? Знаете, я не рискнула бы лететь самолетом этой компании, у нас есть уже опыт полетов на машинах низкотарифных фирм... Но дело не только в этом. Вспомните, сначала SkyExpress тоже произвела фурор низкими ценами, а потом оказалось, что у них не все так радужно, и цены на билет потихонечку возросли. Нет, я бы воздержалась», – проявляет понятную осторожность Марина Кибенко.
Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий не увидел в поведении нового игрока ничего удивительного. Зарубежные авиадискаунтеры делают на дешевом небе целые состояния. И при любом уровне сервиса находят своих клиентов.
«Успех работы низкотарифных компаний формируется из двух составляющих. Первая – технически-организационная. Ее принцип прост: самолет должен как можно больше времени находиться в воздухе, это приносит деньги. Но это возможно, только если парк состоит из современных авиалайнеров, ведь экономить приходится на техническом обслуживании. Вторая составляющая – финансовый менеджмент. Столь привлекательная цена позволяет продавать много билетов заранее. То есть, вы платите за билет сегодня, а летите через месяц. Вы, по сути, кредитуете перевозку других пассажиров. Несмотря на минимальную цену билетов, суммы выходят совсем немаленькие, когда дело поставлено на поток. Например, ведущий европейский дискаунтер таким образом собирает до одного миллиарда евро! К тому же такие билеты практически невозможно сдать, какие бы власти законы не придумывали. Принцип «чем дешевле билет, тем меньше шансов на его возврат» действует. А европейцы, например, очень часто дешевые билеты бронируют так, на всякий случай, а сами по ним не летают. Суммы ведь непринципиальные», – открывает некоторые секреты конкурентоспособности Алексей Синицкий.