Владимир Путин 6 июля прилетел в Ростов, чтобы посмотреть, как отечественное сельхозмашиностроение отреагировало на принятые меры по спасению отрасли. Оказалось, что меры помогли: завод работает в полную силу, заказы идут. Собственники не нарадуются и просят Путина «продлить удовольствие».
Путин прилетел в Ростов с одной целью – увидеть Ростсельмаш и убедиться в собственной правоте. Джинсы, кроссовки и ветровка на премьере намекали на неофициальный характер визита, но место и насыщенная программа пребывания Владимира Путина на донской земле очень быстро развеяли все сомнения. «Сегодня мы посмотрим, как работают те меры, которые были приняты в декабре 2008 года», – заявил премьер-министр Владимир Путин в цехе новой техники Ростсельмаша, куда направился сразу по прилету. Прошлый визит на Ростсельмаш 11 декабря 2008 года, в самый разгар кризиса, премьера не порадовал. К тому времени с предприятия уже было уволено более 1300 рабочих, вся территория завода была заставлена готовыми комбайнами, которые никто не собирался покупать. Завод перешел на трехдневную рабочую неделю и как спасения ждал визита премьера. Сельхозмашиностроители всей страны точно знали, чего просить. Уговорили Путина ввести пошлины на импортную сельхозтехнику и увеличить до 120 евро взнос за каждый кВт мощности заграничных комбайнов. Губернатор Ростовской области Владимир Чуб тогда очень эмоционально высказался по поводу государственного кредитования импортной техники, после чего Путин сам заговорил о стимулировании системы лизинга для отечественных машин. В результате компания «Росагролизинг» получила из федерального бюджета 25 млрд рублей, пять из которых сразу отправились на Ростсельмаш.
В июле 2009 глава правительства в ходе визита увидел совершенно другое предприятие. В цехе радостные рабочие наперебой докладывали Путину: «Мы с мая перешли на шестидневную рабочую неделю!» «Есть заказы, – подсказывает стоящий тут президент холдинга «Новое Содружество» Константин Бабкин. – Все комбайны продаются». Путину показали новинку сезона – комбайн «Тором», производство которого началось в марте этого года. К июлю с конвейера сошло 174 машины, 136 из которых уже трудятся в полях Дона, Краснодарского и Ставропольского краев.
«Принятые в декабре меры позволили не допустить обвального падения выпуска и остановки производства сельхозмашиностроения, – заявил Путин, открывая совещание. – В частности, удалось стабилизировать ситуацию на Ростсельмаше. Прекратилось увольнение рабочих». Премьер не стал уточнять, но ростовские журналисты и так знают, что весной комбинат даже объявил о дополнительном наборе сотрудников. Чем не результат? «Среднемесячная заработная плата составляет более 19 тысяч рублей, а задолженность по зарплате отсутствует, – удовлетворенно подчеркнул Владимир Владимирович. – Что касается всего российского сельхозмашиностроения, то объем производства в этой отрасли составил около 80% от уровня прошлого года».
По мнению премьера, это весьма хорошие показатели. Тем более что в этом году правительство предусмотрело субсидии на погашение ставки по кредитам на покупку сельхозтехники в размере одного млрд рублей. Присутствовавшие на заседании руководители области и акционеры завода высказались с предложением сделать более прозрачной систему «Росагролизинга». «Есть предприятия, которые так и не получили помощи от Росагролизинга», – пожаловался Константин Бабкин. Оказалось, что и система госгарантий не так эффективна, как того бы хотелось. Государство слишком долго думает: дать или не дать «добро» крупному комбинату для получения кредита. «Очень сложная процедура и долгие сроки. Ни один заказчик так долго ждать не будет», – вздыхает гендиректор Ростсельмаша Валерий Мальцев. Путин пообещал подстегнуть чиновников и сократить время принятия решения до 30 дней.
В целом выяснилось, что зачистка поля от зарубежных конкурентов пришлась российским сельхозмашиностроителям весьма по вкусу. Воспользовавшись моментом, они стали дружно просить премьера продлить сроки действия повышенных таможенных пошлин. Первоначально планировалось, что девяти месяцев хватит, чтобы в условиях кризиса поддержать отечественного производителя. Хотя такие меры всегда вызывают недовольство торговых партнеров из других стран, правительство России на них решилось. «Я внесу в правительство предложение продлить действующие таможенные пошлины, но это продление не будет вечным», – пообещал премьер.
Фото: Фото автора