Пенсионеры города Зверево объявили голодовку. Бывшие шахтеры требуют возврата им льгот на оплату отопления и прекращения преследования со стороны судебных приставов за накопленные перед коммунальщиками долги. Власти города делают вид, что ничего серьезного не происходит, а на требования голодающих разводят руками – нет такого закона, чтобы помочь бывшим шахтерам.
Незаметный пикет
На митингующих пенсионеров в Зверево никто посмотреть не приходит – привыкли. В ноябре они две недели простояли на кладбище, требуя вернуть заслуженные льготы, но никакой реакции властей не последовало. «Выдавать шахтерам бесплатный уголь завел еще Петр Столыпин, – начинает с истории депутат городской думы Зверево и лидер протестующих Валерий Дьяконов. – В советское время эта традиция свято соблюдалась, все работники шахты получали уголь, чтобы отапливать свои дома. И даже когда шахтеров стали переселять в дома с центральным отоплением, льгота сохранилась, за отопление мы не платили». С крушением СССР разрушилась и отлаженная система. Не хватало работы, шахты закрывались, тут уже было не до борьбы за льготы. Но в 1996 году вышел федеральный закон №81, который закрепил за пенсионерами право на получение пай-угля (если сами дом отапливают) или льготы по оплате за отопление.
Правда, зверевские пенсионеры узнали об этом... спустя пять лет. «Мы же ничего об этом законе не знали и платили по полной! – возмущается участница пикета Маргарита Стрельникова. – А когда информация просочилась, местные власти заставили нас доказывать, что мы имеем права на эти льготы!» Две тысячи пенсионеров пошли в суд, где им пришлось доказывать, что они – те самые люди, для которых этот закон был написан, и добились своего. За отопление платить перестали, но вскоре грянул гром: в 2005 местные власти заявили, что «хороший» 81-ый закон был отменен, и выставили пенсионерам фантастические счета за все годы экономии. Бывшие шахтеры дошли до Конституционного суда, и тот подтвердил: ФЗ №81 действует, просто система финасирования изменилась. Но люди-то тут при чем? «Судебные приставы пришли и заявили, что я должен городу за отопление пять тысяч рублей, – опираясь на трость, показывает нам судебное решение Алексей Сенько. 2 Телевизор описали. Он десять тысяч стоит, написали, что три. Пенсия у меня четыре тысячи, вот из нее и высчитывают». Пришедшие на пикет призывают местные власти прислушаться к решению Конституционного суда и требуют прекратить преследования невольно возникших должников, но на них давно никто не обращает внимания.
Сытый голодному – не судья
А тем временем в обычной двухкомнатной «хрущевке» семьи Карповых идет голодовка. Ее объявили шесть доведенных до отчаяния пенсионеров, которые требуют от властей г. Зверево: 1. Исполнять решения судов, освободившие их от уплаты за отопление. 2. Остановить судебно-исковое преследование. 3. Принять меры к определению источника финансирования льготы согласно ФЗ №122 от 01.01.05 (пресловутый закон о «монетизации льгот»). Первый день голодовки прошел без эксцессов, правда самый старший участник акции протеста – 74-летняя Ирина Карпова – от греха подальше голодает в постели: женщина перенесла несколько операций и очень слаба. «Вообще непонятные вещи происходят, – перебирая пачки документов, пытается докопаться до истины Ирина Филатовна. – Мы доказали, что льгота нам положена. Вот судебное решение. Потом местный суд его опротестовывает и решает: нет, надо платить по полной, но при этом он дает нам право опротестовать его решение. Муж в пятницу подает протест, а в понедельник нам на руки выдают уже готовое решение: да, все правильно, вы можете не платить. Теперь его запросто может опротестовать администрация, и все пойдет по второму кругу». В прошлом году 1640 пенсионеров таки добились своего: протестовали, пока мэрия не списала с них накопленные долги. Но после обнуления задолженности власти снова «включили счетчик».
Отсутствие закона освобождает от ответственности
«Мы тогда пошли навстречу доведенным до отчаяния людям, – объясняет тот шаг мэр г. Зверево Александр Чумаков. – Теперь я об этом жалею. Такое поведение было расценено как слабость власти. Тогда нам с огромным трудом удалось договориться с организацией, которая поставляла тепло в дома, и долги списали. Закон предписывает предоставлять бывшим шахтерам эти льготы за счет... угледобывающего предприятия, откуда эти пенсионеры были отправлены на пенсию. А предприятия этого и в помине нет! Шахта «Обуховская» уже несколько раз переходила из рук в руки. Платить этим людям из городского бюджета – мне закон не позволяет. Вот что прикажете делать?» Мэр утверждает, что делается все возможное. «Обязать собственника шахты оплачивать тепло пенсионерам мы не можем, нет такого закона, – раскрывает мэр подоплеку дела. – И так уже несколько раз приходилось «убеждать» выделить людям угля по три тонны, это половина от положенной нормы. Выделили. Но это лишь их добрая воля, не больше. Захотят – дадут, захотят – нет».
Об этом «подарке мэра» наслышаны и митингующие, и голодающие. После того, как им выгрузили во дворы заслуженный уголь, тут же активизировалась... налоговая инспекция и обязала пенсионеров заплатить за каждый «подарок» 1200 рублей. Дополнительный доход ведь!
«Поймите, как человек я считаю, что льгота эта – абсолютно заслуженная и, по справедливости, люди должны ею пользоваться, – попытался оценить ситуацию с человеческой точки зрения Александр Чумаков. – Но «справедливость» это не юридическая категория, а нарушать закон я не могу».
Опасность прецедента
В дело решил вмешаться депутат госдумы от коммунистической партии Владимир Коломиец. Его помощник навестил голодающих, чтобы вникнуть в суть дела и инициировать рассмотрение ситуации на уровне федеральных законодателей. Ведь проблема зверевских пенсионеров-шахтеров далеко не уникальна, и это еще больше осложняет ситуацию – власти боятся создать прецедент для всей страны и ждут решения сверху. По Ростовской области около 20 тысяч бывших шахтеров не могут воспользоваться заслуженной льготой из-за отсутствия регулирующего закона. «Я не из Зверево, – пояснил помощник депутата Коломийца Геннадий Ильин. – Я из Шахт. У нас ситуация аналогичная, только на улицу еще никто не выходит. А настроения протестные, это чувствуется».
Имея большой опыт борьбы с властями, голодающие не собираются сдаваться. Ожидают единомышленников из соседних Шахт. И собирают информацию о том, как обстоят дела в других угольных регионах. «Мы не на шутку удивились, когда пообщались с нашими коллегами их Кузбасса, – говорит Валерий Дьяконов. – В Кемеровской области такой проблемы вообще не стоит. Как нам пенсионеры объяснили, тамошний губернатор просто объяснил всем новым хозяевам шахт: они работают до тех пор, пока он не слышит ни одной жалобы от пенсионеров-шахтеров. А нам, видимо, опять придется дороги перекрывать, чтобы нас услышали».
Фото: Фото Игорь БЛИЗНЕЦ