В Ростовской области в авиакатастрофе погиб генеральный директор ОАО «Атоммашэкспорт» Сергей Куликов. Причиной смерти стало его увлечение легкомоторной авиацией. Как рассказали корреспонденту 161.ru в областном ГУ МЧС, 27 сентября рядом с хутором Потапов (18 километров от Волгодонска) упал самолет Як-52. «Выехавшие на место сотрудники местной пожарной части сообщили, что видят обломки горящего на земле маленького самолета, в нем находились тела двух пилотов», – описала ситуацию пресс-секретарь управления Марина Абрамченко.
Редакции 161.ru стало известно, что Сергей Куликов увлекался авиацией не первый год. Имея навыки управления спортивным самолетом, он длительное время на коммерческой основе совершал полеты на двухместном спортивном самолете под наблюдением инструктора. В тот роковой день вместе с Сергеем Куликовым в кабине Як-52 оказалась летчик-инструктор первого класса Светлана Антонова. Разбившийся самолет принадлежал волгодонскому авиацонно-спортивному клубу РОСТО.
На балансе волгодонского авиаклуба находятся шесть самолетов Як-52, в том числе четыре исправных. Вернее, уже три. Начальник Неклиновской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой Леонид Гольдберг сообщил, что его курсанты летают именно на этих самолетах.
«Все эти машины имеют установленные законом сертификаты, допуски, техосвидетельствования и тому подобное. Конечно, самолеты не новые, но нельзя сказать, что они находятся на пределе изношенности, ресурсный запас у машин достаточный. Я спокойно доверяю своих мальчишек и этой технике, и инструкторам этой школы», – заявил Леонид Гольдберг. Но не стал высказывать никаких соображений по поводу происшедшего.
Ростовским межрайонным следственным отделом на транспорте возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек». Начальник отдела Виталий Агрба также не стал выделять какую-либо версию причин трагедии.
«Пока мы не исключаем ничего: неисправности техники, ошибки инструктора или ученика, вмешательство каких-либо посторонних факторов. Следствие покажет», – дипломатично проговорил Виталий Агрба.
Як-52 – двухместный учебно-тренировочный самолет. Создан в ОКБ Яковлева в конце 80-х годов прошлого века для замены устаревшего Як-18. Используется в аэроклубах для первоначального обучения летчиков, тренировки летного состава в выполнении фигур простого, сложного и высшего пилотажа, а также для подготовки к соревнованиям по высшему пилотажу. Характеризуется как надежная, легкая в управлении и доступная для массового обучения пилотов-любителей машина. Широко экспортировалась в страны Западной Европы и США.Для расследования причин катастрофы из Москвы прибыла техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Никто из официальных лиц не сообщает о ходе расследования. Тем не менее корреспонденту 161.ru стала известна достоверная (на 99%) версия причины катастрофы – рычаги управления были зажаты гендиректором (о чем свидетельствуют аудиозаписи последних переговоров).
Осведомленный источник на правах анонимности сообщил, что в ходе тренировочного полета самолет сорвался в штопор на высоте примерно 1100 метров и врезался в землю.
«Я не допускаю, что подобную ошибку могла совершить инструктор Светлана Антонова. Думаю, что в штопор машина свалилась в результате неудачного маневра менее опытного Сергея Куликова. Возможно, что Куликов, неожиданно для себя свалив машину в штопор, оказался в состоянии психологического шока и намертво зажал в руках рычаги управления. Высоты вполне хватало, чтобы вывести самолет из этого состояния, но маленькой, хрупкой Светлане так и не удалось взять управление на себя», – поделился своими соображениями анонимный собеседник.
Тем не менее редакция 161.ru не настаивает на окончательной достоверности этой версии. Ответы на все вопросы даст следствие. Опытные летчики-инструкторы тем временем предостерегают далеко не бедных людей: «В небе нет такого понятия «кто платит, тот и правит бал». Небо не прощает ошибок и паники».