Один из старейших на Дону кредитных кооперативов на грани разорения, причиной которого стали сами его вкладчики.
Руководство потребительского союза «Инвестор-98» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с просьбой признать организацию банкротом. Иск был подан после того, как более трех тысяч вкладчиков кооператива потребовали назад свои деньги, а, не дождавшись выплат, обратились в правоохранительные органы и добились закрытия счетов «Инвестора-98».
«Мы шестой месяц сражаемся, – не теряет самообладания главный бухгалтер потребительского союза Ирина Малинина. – Первыми пришли забирать свои деньги владельцы срочных вкладов...» По словам Ирины, началось это в марте нынешнего года. После скандала с ООО «РуБин», которое федеральные службы сразу в нескольких регионах страны заподозрили в создании финансовой пирамиды, многие пайщики кредитных союзов всполошились. «По сути кредитный кооператив и правда мало чем отличается от финансовой пирамиды, – на условиях анонимности рассказал 161.ru финансовый эксперт. – Собирается группа людей с деньгами, кладут эти деньги в одну корзину и потом из нее кредитуют друг друга под лояльные проценты.
Чтобы стать членом кооператива, надо внести определенную сумму (в «Инвесторе-98», например, это десять тысяч рублей. – прим. ред. 161.ru). Идут в кооператив, как правило, те, кому банки отказывают в кредите. А в кооперативах типа все друг друга хорошо знают – это как касса взаимопомощи. В отличие от ПИФов, деньгами этими никто не рискует. На самом деле, за рубежом схема эта хорошо отработана, и такие общества вполне успешно существуют десятилетиями. У нас же, при нынешнем уровне финансовой грамотности народа и его склонности к спонтанным реакциям, это все еще относится к рискованным видам вложений».
Иными словами, работал бы «Инвестор-98» и дальше, как все десять лет до того, получали бы люди свои скромные, но стабильные дивиденды, если бы не «коллективный разум» трех тысяч новых вкладчиков. Они засомневались в надежности «Инвестора-98» и потребовали назад свои деньги. Кооператив попытался выполнить требования, но первая же задержка платежа спровоцировала волну новых претензий. Люди в панике бросились спасать вклады. «Сумма требований достигла 30% от общих финансовых возможностей кооператива, – грустно пояснила нам Ирина Малинина. – Для любого кредитно-финансового учреждения это – серьезный удар».
В суды полетели иски от неудовлетворенных членов кооператива. На счета «Инвестора-98» был наложен арест, его деятельность фактически приостановили. Работать стало невозможно, а скрываться никому не хотелось. И тогда руководство кооператива пошло на отчаянный шаг. «...Было принято решение для финансового оздоровления подать заявление в Ростовский арбитражный суд о признании потребительского кооператива «Потребительский союз «Инвестор-98» банкротом», – говорится в официальном заявлении кооператива.
Расчет здесь простой – добиться введения процедуры наблюдения, чтобы разморозить счета, приостановить требования по новым искам, которые сыплются как снег на голову из разных судов, и попытаться вернуть кредиторам более 786 миллионов рублей. «Это очень грамотный шаг, – оценивает действия коллег вице-президент Фонда развития и поддержки кредитных кооперативов «Союзсберзайм» Маргарита Ивакина. – Потребительский кооператив – достаточно устойчивая структура, но то, как повели себя пайщики, могло бы подкосить любой крупный банк, не говоря уже о кредитном кооперативе».
«Мы же никуда не убежали, как это делают те, кого подозревают в создании финансовых пирамид, не прячемся от кредиторов, – объясняется с прессой главный бухгалтер «Инвестор-98» Ирина Малинина, пока руководитель в постоянных разъездах. – Мы не отказываемся от долгов. Мы хотим все вернуть, но делать это с замороженными счетами и наложенным арестом на имущество – согласитесь – сложно!»
12 августа в Арбитражном суде будет решаться вопрос о назначении кандидатуры арбитражного управляющего. Но, услышав слова инициация банкротства, встревоженные бывшие получатели дивидендов уже закидали инстанцию просьбами включить их в список претендентов на имущество и денежные средства потребительского союза.