В четверг, 10 апреля, не поступил в свободную продажу и не был доставлен подписчикам очередной номер газеты «Таганрогская правда».
Информированный источник сообщил корреспонденту 161.ru о том, что мэр Таганрога Николай Федянин принял решение изъять весь тираж газеты, а это семь тысяч экземпляров. По словам источника, поводом тому послужила публикация под названием «Ростов нам друг, но Таганрог дороже». В ней автор выразил мнение, что Таганрог имеет право претендовать на получение звания «Города воинской славы» ничуть не меньше, чем Ростов-на-Дону. Как известно, в преддверии очередного Дня Победы администрация областного центра добилась присвоения Ростову этого звания.
Как считает источник, у мэра возникло опасение, что содержание статьи может задеть самолюбие высокопоставленных лиц в Ростове, которых, как известно, в столице ЮФО сконцентрировалось в последнее время достаточно много.
«Заглавие публикации, по мнению мэра, не соответствовало его понятиям о лице и политике издания. Содержание – тоже. Решение главы города нанесло очень большой материальный убыток газете. Случай с конфискацией тиража – беспрецедентный, такого не случалось на протяжении по крайней мере последние тридцать лет, в том числе и в советские времена, которые сейчас традиционно принято ругать», – заявил источник.
В самой же редакции «Таганрогской правды» никто из журналистов не стал рассказывать о деталях случившегося, пояснив лишь, что тираж действительно снят, но причиной снятия стал типографский брак, а вовсе не сомнительная с точки зрения городской администрации публикация. Представители газеты рассказали, что недоработка печатников была выявлена лишь после того, как был выпущен весь тираж. Что именно не углядели сотрудники типографии корреспонденты «Таганрогской правды» объяснять не стали.
В пресс-службе администрации Таганрога, которая наряду с гордумой, департаментом по делам печати и администрацией Ростовской области является одним из учредителей «Таганрогской правды», ситуацию комментировать отказались. Впрочем, попутно просветили корреспондента 161.ru в том, что подобные действия вряд ли могли иметь место, так как фактически являются цензурой.
Директор департамента по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Ростовской области Надежда Бабич не верит в то, что газета могла быть снята с распространения из-за произвола мэра Таганрога.
«Я знаю Николая Федянина, он на такие вещи не способен, это не его стиль. Конечно, мы проверим ситуацию, но лично я убеждена, что причиной стал технический брак при печатании номера газеты», – пояснила Надежда Бабич.
Однако заместитель генерального директора ЗАО технического центра «Крестьянин» Евгений Самохин, в типографии которого печаталась эта газета, был крайне удивлен и нашим звонком, и версией о типографском браке.
«Как вы поступаете, если обнаруживаете брак в товаре, который вчера привезли из магазина? Правильно, обращаетесь в магазин с требованием возместить ущерб или заменить товар. Точно так же ведут себя наши заказчики. Никто из редакции «Таганрогской правды» по поводу качества нашей работы к нам не обращался, кроме того, при печатании очередного номера газеты у нас обязательно находится ее представитель. Вы сами можете убедиться в нормальном состоянии номера газеты, так как экземпляр этой газеты мы сохранили у себя», – заявил Евгений Самохин.
Свое мнение о ситуации высказала журналистка Екатерина Зиновец, которая была корреспондентом «Таганрогской правды» с 2000 по 2004 год.
«У таганрожцев всегда была такая особенность – считать себя культурной столицей региона, а к Ростову относиться скорее как к молодому, более сильному брату, но все же с позиции старшего, более интеллигентного, образованного, много повидавшего за свою историю города. Оттуда и появление статьи, из-за которой случился конфликт: как же так, Ростову звание дали, а Таганрогу, который страдал ничуть не меньше, – нет. Вызывает большие сомнения вероятность того, что таганрогская администрация в вопросах истории и культуры стала оглядываться на Ростов. Но если такой факт действительно имел место, то это больше похоже на поступок человека, который совершенно не разобрался в вопросе и, испугавшись возможных последствий, на всякий случай рубанул с плеча. А заодно и показал, кто в городе хозяин...», – заявила Екатерина Зиновец.